Гжель роспись для детей. картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Содержание:

Угловые кухни


Наиболее практичным использованием мебели для кухонь, является заполняемость всего помещения, особенно это касается малогабаритных кухонь. Для этого, как нельзя лучше, подходят угловые кухни выполненные в Г- или П-образной форме. Главным преимуществом данных кухонь, является компактность, заказчик сможет разместить мебель в помещениях любой планировки и небольших размерах. Домохозяйки со временем, смогут по достоинству оценить удобство эксплуатации угловой кухни, когда всё необходимое находиться под рукой, и отсутствует необходимость больших перемещений по площади кухни, что значительно экономит время приготовления.

Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери

Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.

Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.

Местоположение: улица Центральная — 154.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

Экскурс в историю

«Гжель» – не просто посуда, это определённый пласт российской культуры, стиль, который теперь применяется в оформлении одежды, жилых и общественных интерьеров, даже автомобилей. Современные мастера стараются хранить традиции уникального предприятия и поддерживать высокие стандарты качества, заданные его основателями. Производство керамики в подмосковном районе вокруг деревни Гжель началось ещё в XIV веке при Иване Калите. Местная почва содержала большое количество глины, поэтому развитие здесь гончарного дела было неизбежным. Расцвета ремесло достигло к середине XVII века, когда сырьё стали добывать в промышленных масштабах.

Первые керамические изделия: посуду и лепные игрушки изготавливали из красножгущихся глин. В первой четверти XVIII века особую популярность приобретает майолика, производимая из грубо обработанной каолиновой массы с последующей росписью многоцветными политыми глазурями. Несмотря на исключительное качество гжельской глины, отмечавшееся ещё М. В. Ломоносовым, фаянсовые, а тем более фарфоровые заводы появились на гжельской земле далеко не сразу.

Начало

В 1800 году крестьяне из деревни Володино – братья Куликовы обнаружили вблизи своего надела залежи каолина, пригодного для высокотемпературного обжига. Было решено основать семейную фарфоровую мануфактуру, тем более, что один из братьев – Павел знал тонкости технологии и основные секреты производства. Он работал на немецком заводе «Отто и компания» в Перово, который выпускал продукцию по мейсенскому образцу. Именно Павла Куликова можно считать основателем традиции гжельского фарфора. Мастер использовал в росписи приёмы Мейсена, нанося на белый обожженный черепок кобальтовые узоры. Но тематика была исконно русской, в характерном народном стиле.

Братья пытались сохранить монополию, однако другим крестьянам удалось узнать конструкцию обжиговой печи и рецепт глиняной массы. В результате было открыто ещё несколько фарфоровых предприятий с аналогичной продукцией.

Упадок и новый расцвет производства

Примерно в 50-х годах XIX века серьёзную конкуренцию Гжели составили заводы династии Кузнецовых. Производство пришло в упадок, но после Второй мировой войны было восстановлено в полном объёме. Большие усилия по сохранению гжельского наследия приложила художница Наталья Ивановна Бессарабова. В 1946 она представила первые эскизы обновлённых изделий, заложив основу современного стиля всех предприятий, работающих под брендом Гжели. Благодаря Бессарабовой, формы посуды стали более изящными и лаконичными, а роспись немного упростилась, чтобы продукцию можно было выпускать крупными партиями.

Художница также создала базовые скульптурки животных, большинство которых используется по сегодняшний день. В настоящий момент под маркой «Гжели» объединилось несколько десятков фабрик, большинство из которых принадлежат частным компаниям.

Они строго придерживаются традиционной технологии производства и не меняют, а лишь совершенствуют стиль продукции, адаптируя её к веяниям времени. На предприятиях нередко работают семейные династии. Поскольку земля края глинистая, а значит, неплодородная, керамика испокон веков является главной «кормилицей» местного населения.

Цикл статей: уроки рисования для детей.

Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» — так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства — испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Примеры посуды в стиле Гжель:

Совершенство в каждой детали:

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Вообще этот урок расчитан на ребенка 5-9 лет, но в принципе, для разнообразия можно вовлечь и трехлетнего малыша, не требуя, конечно, от него слишком точного исполнения росписи.

Материал для изготовления кухонной утвари


Технология изготовления фарфора.

Из чего делают гжельскую посуду? В обширном районе Подмосковья, объединившем 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», практический каждый второй может причислить себя к потомкам династий знаменитых мастеров. И каждый знает, в чем же секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелочек, сувенирных изделий.

В состав фарфора (как, впрочем) и в состав фаянса входят каолин, полевой шпат кварц и та самая местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Истинный гжельский фарфор звонкий и легкий, абсолютно непроницаемый. И если такую чашку гжели поднести к свету, она будет просвечивать. А вот если блюдце или, например, пивная кружка в ваших руках имеет вес – это фаянс. Отличить его от фарфора можно еще и простукиванием: у фаянса звук глухой.

Но если найти экспертов, которые сегодня беспристрастно могут ответить на вопрос уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональны. И скажут, что, несмотря на однозначный вклад гжельского промысла в русское народное искусство, никакой такой эксклюзивности в местной глине нет. Просто географически Гжель была самым близким к Москве местом, где залегал целый пирог цветных глин, да еще и в большом количестве. И если уж быть совсем справедливым, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца 19-го века и по день сегодняшний белую глину гжельские мастера получают из Украины.

Но отмечают эксперты, что когда знаменитое производство называют уникальным, все же есть в этом смысл. Все крупные керамические центры строили свои заводы сугубо на глиняных карьерах. А Гжель – в лесу. И доступность стройматериала, топлива для печей, и, конечно, многолетние традиции, передающиеся из поколения в поколения, для выживания промысла оказались важнее, чем само сырье.

Все этапы создания Гжели на современном производстве представлены в данном видео.

По некоторому шаблону мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже больше века (как минимум), это заявление неактуально. Другое дело – роспись. Многие уже и забыли, что отдельные мотивы сине-голубой росписи были не более чем модным поветрием. Рисование гжельских элементов и сегодня увлекает художников разного уровня.

Особенности техники и популярные узоры

Особенный сине-голубой узор по белому в гжельской росписи достигается использованием кобальта в качестве красителя. Оригинальная изысканная роспись — это сочетание плавных линий, цветочных и растительных орнаментов. На посуде также изображают настоящие пейзажи, здания, фигуры зверей и людей. Сюжеты часто связаны с русской зимой и сказками. Сине-голубая палитра позволяет делать настоящие картины с русским колоритом. Наиболее популярны изображения птиц и роз.

Техника создания рисунка предусматривает наличие следующих инструментов:

  • кисточек;
  • шпателей для смешивания красок;
  • окиси кобальта;
  • палитры.

При нанесении краски на керамическую поверхность она выглядит черной, а в синюю превращается после обжига. Все картины на посуде создают вручную. Мазки наносят особым образом. Существует целый набор приемов, позволяющих создать рисунок в характерной для гжели манере.

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Бытовая техника

Если на стены и потолок чаще наносится имитация, то, как ни странно, именно бытовую технику можно расписать на самом деле. При желании вы сумеете сделать это самостоятельно — главное, запастись подходящими красками и трафаретами.

Хорошо смотрится гжель на дверях духовок или холодильников, но тут стоит помнить о масштабах — чем меньше “полотно”, тем изящнее должен быть узор.

Необычный ход: Иногда гжель наносят и на сантехнику. Выглядит непривычно, но почему бы и нет? Такие небольшие акценты подходят для интерьеров в другом стиле, куда вы хотите добавить несколько элемент гжельской росписи.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.


Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Синеглазая посуда, как весною небеса

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1972

Включает в себя разделы:

  • Гжель. Аппликации 25
  • Гжель. Конструирование, поделки 42
  • Гжель. Лепка, пластилин 21
  • Гжель. Проекты 39
  • Гжель. Рисование 240

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 580. Все разделы | Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель» Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка»

Тема:«Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…

Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»


Народные промыслы —гжель, хохлома, жостовская, городецкая роспис ь , это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников! Мы создаём новые изделия в традиционных техниках. Вазы в гжельской…

Мотивы и элементы

Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:

  • все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
  • строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
  • орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
  • если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические элементы гжели:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
  • многокомпонентные изображения с сюжетом.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Поэтапное рисование в технике теневых мазков

Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:

  • акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
  • вода в стакане;
  • палитра для смешивания;
  • лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
  • кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.

Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.

Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски

Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края

Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
«Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.


\

Гжель — русский народный промысел: сообщение

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Синеглазая посуда, как весною небеса

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1966

Включает в себя разделы:

  • Гжель. Аппликации 25
  • Гжель. Конструирование, поделки 42
  • Гжель. Лепка, пластилин 21
  • Гжель. Проекты 39
  • Гжель. Рисование 240

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 579. Все разделы | Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами

Новое

Фото

Лучшее

Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»


Народные промыслы —гжель, хохлома, жостовская, городецкая роспис ь , это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников! Мы создаём новые изделия в традиционных техниках. Вазы в гжельской… Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Гжельская роспись»


Сегодня мы знакомились с красотой и своеобразием гжельской росписи. Рассмотрев изделия гжельских мастеров, мы решили с детками создать свои неповторимые гжелевские тарелочки. Посмотрите, всего несколько, еще неумелых штрихов кистью начинающих «художников», а уже у каждого…

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Знак качества завода

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года. В селе Ново-Харитоново основал его местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов. Деловая хватка и производство керамических изделий существенно отличались от остальных кустарных артелей, что позволило расширить производство и за пределы гжельского региона, состоящего из 27 соседних деревень. Позже в таком стиле  стали выпускать не только посуду, но и шкатулки, игрушки, вазы и не дорогие фарфоровые сервизы для массового производства. 

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

В 1914 году открылась Гжельская керамическая школа. На ее базе в наши дни создали Гжельский художественно-промышленный колледж, где можно научится тонкостям производства «исторической посуды». На завод выпускники приходят мастерами. На предприятии когда-то целые семьи из поколения в поколение расписывали гжельские узоры, также происходит и в наше время. 

Годом ранее, в 1913 году, в честь 100-летия победы над Наполеоном на деньги Ивана Кузнецова была построена церковь св. Георгия. Образ этого храма — клеймо-именник завода, гарантирующий знак качества посуды и ее подлинность. 

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector