Шаблоны филимоновской игрушки для рисования: виды росписи, какие цвета используются, значения образов

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Символизм филимоновской игрушки

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» – это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

  • Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

  • Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

  • Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

  • Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

  • Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

  • Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

  • Волк – как ни странно, любовь и добро.

  • Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

  • Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

  • Собака – верный друг и помощник.

  • Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;

  • животные;

  • птицы;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.

Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!

  • Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
  • Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
  • Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
  • Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
  • Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!

Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней!  Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!

Как делают Филимоновскую игрушку

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки. Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

2.

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

5.

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок

8.

9.

10.

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

15. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

16. А это все стадии изготовления

17. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

19.

20.

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.Источник

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

(Барыня)

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

(Петушок)

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

  1. Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.

  2. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
  3. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
  4. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
  5. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  6. Курочка — символ благополучия.
  7. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Каргопольская русская народная игрушка

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц. Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца. Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали  причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Каргопольская русская народная игрушка

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и  цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

История филимоновской росписи

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Статья по теме: Поделки своими руками из ватных палочек: мастер-класс с фото и видео

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

Статья по теме: Папка для документов и бумаг своими руками

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;

  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;

  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;

  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;

  1. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;

  1. Оставляем готовую поделку на просушку.

Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки

Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше

Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию

Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами

Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector