Пошаговое изготовление дымковской игрушки из глины своими руками

Содержание:

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.

Богородская русская народная игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Мазыкская русская народная игрушка

Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.

Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор.

Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.

Федосеевская русская народная игрушка

Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.

Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.

Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Птица счастья

Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.

Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси.

Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.

Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.

Глиняная игрушка

Для работы с этим материалом надо разобраться, какая глина бывает, а её два вида: горная и полимерная.

Горная или натуральна глина, имеет несколько цветов в зависимости от наличия железа, минералов и солей:

  • Красная. Отлично держит температуру. В природе имеет коричневый цвет с зеленоватым отливом.
  • Голубая. В её составе много минералов и солей. Очень хорошее косметическое средство.
  • Белая. Самая доступная из натуральных глин. В природе имеет грязный темно-серый цвет. Приобретает белый цвет после обжига.

Искусственный материал для лепки — полимерный. Он имеет очень важный для себя свойства: термостойкость и пластичность.

Для работы с этим интересным продуктом могут понадобиться следующие аксессуары:

  • Устойчивый и ровный стол.
  • Тряпка для вытирания рук.
  • Перчатки, если вдруг придётся самостоятельно замешивать глину.
  • Фартук.
  • Небольшой нож: канцелярский или перочинный.
  • Формочки для нанесения узоров. Они могут быть не только фабричного производства, но и быть изготовлены из подручных средств.
  • «Наждачка» от нулёвки до пятёрки.
  • Скалка для раскатки глины. Она найдётся у любой хозяйки.
  • Декорирующие средства.

Русская печь

Русскую печку можно сделать из многих подручных материалов. Но мы рассмотрим самые популярные варианты.

Из картона

Этапы выполнения:

  1. Делаем разметку. Длина 15 см, высота с трубой 15 см, высота с другой стороны трубы 10 см, общая ширина 8 см, ширина с трубой 6 см, труба 5 см.
  2. Делаем припуски на швы.
  3. Вырезаем и склеиваем клеем ПВА.
  4. Труба выполняется отдельно из тонкого картона.
  5. Грунтуем акриловой краской белого цвета.
  6. Вырезаем кирпичики, красим их и наклеиваем на печь.

Аналогично можно сделать и из плотной бумаги.

Вязанная

Поделка вяжется крючком из тонких и жестких нитей для вязания крючком, названием таким нитям «Ирис».

Для вязки печи потребуется пряжа «Ирис» разных цветов и крючок нужного размера:

  • Белая. Основная часть печи.
  • Коричневая. Нижняя часть печи.
  • Чёрная. Заслонка, горшок на трубе и ухват.
  • Серая. Ручка на заслонке.
  • Бежевая. Выступ для горшка.
  • Оранжевая. Огонь в печи.
  • Наполнитель из ваты или синтепона.
  • Проволока для каркаса ухвата.
  • Картон для каркаса выступа печи.

Технология вязки:

  1. Вязать печку следует столбиком.
  2. Накид делать не надо.
  3. При вязании убирать петли по краю полотна.

Русская изба из коробки и пластилина

Для изготовления поделки «Русская изба» потребуется:

  • Коробка.
  • Клейка лента имитирующая дерево.
  • Канцелярский нож.
  • Клей ПВА, клей «Момент» или суперклей.
  • Ножницы, веревочка, скотч.
  • Пластилин.
  • Коричневый картон.
  • Стеновые панели.
  • Краски и кисть.

Этапы изготовления:

  1. Обрезаем коробку, но две стороны оставляем высокими.
  2. Вырезаем окна.
  3. Обклеиваем изнутри стены.
  4. Делаем бревнышки из коричневого картона.

Пластилин пригодится для изготовления домашней утвари.

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Основные типовые группы дымковской игрушки

Внешне она проста и незатейлива, но при этом зритель сразу отмечает выразительность и образность игрушки. И если первые изделия, как отмечают исследователи, не цепляли декоративностью, были весьма условны, то с развитием промысла появлялось в его работах разнообразие. Отчетливо проглядывала художественность в действиях народных умельцев.

Дымковская игрушка – это целый мир, который очень интересно изучать.

Куклы-свистульки веселые, яркие, острохарактерные. Они, конечно, давно перестали быть героями детской игры, а стали русским сувениром, узнаваемым и колоритным. Кормилки, барыни, водоноски, бараны, персонажи из крестьянской жизни, прекрасные дамы и солидные господа…

Женский образ

Это статичные фигуры, головы которых крупноваты, украшены головными убором (кокошниками или шляпками). Внешний вид женских образов полон достоинства, величественности. Это горделивые барыни, яркие модницы и румяные кормилицы, это колоритные водоноски и довольные няньки с малышами на руках.

Наряд обычно был представлен колоколообразной юбкой, кокошник со временем был заменен шляпкой. У игрушек шарики-головки, а в основе фигурки – «ступка», то есть колокол-юбка с торсом.

Каждый мастер персонажа видел по-своему, и воплощал его с особенностями своего видения. Потому различались глубина и высота основы игрушки. Но общей была праздничная одежда для женских персонажей: нарядные и пышные платья, пышные рукава на кофтах, юбки со складками, оборчатые передники, шляпки с полями и т.д.

Кавалеры

Мужские образы представлены кавалерами. Интересно, что внешнее их изображение заметно скромнее, нежели у женских образов. И даже по размеру кавалеры меньше. Чаще они изображались верхом на животных.

Кавалер на коне – наверное, самый узнаваемый мужской образ игрушки из глины, дымковская традиция могла еще изображать мужчину с гармошкой или даже с младенцем, но кавалер на коне превалировал.

Кавалер с цветами – еще один популярный образ. Такому персонажу его обладатель может сам додумать историю: идет дымковский кавалер на свидание, или же по случаю праздника так принарядился. Востребованны до сих пор дымковские парочки: нарядная барышня и горделивый кавалер.

Птицы

В основном дымковские мастера лепили уток, петухов и индюков. То есть птиц, которые водились на домашнем подворье. Индюки и петухи изображались фигурными, хвосты их были ярко расписаны. А уток мастера украшали оборчатыми пышными пелеринами.

В других промыслах популярными образами могли стать сказочные птицы, нереалистичные, фантазийные. Но рука дымковского мастера умела сделать королевой птичьего царства и домашнюю птицу. И она была под стать остальным героям промысла, органично вписывались в сюжетные композиции.

Животные

Сначала игрушки изображали тотемных животных – медведя, козла, барана. Со временем список игрушек из глины пополнили и домашние питомцы. Все животные изображаются со вскинутыми головами, короткими, но устойчивыми широко расставленными ножками.

Могли животные изображаться иронично – например, наряженными в яркие костюмы, с музыкальными инструментами. Встречаются даже козлы в галстуках и зайцы с бабочками. Игрушки яркие и жизнерадостные, тот, кто приобретал такого персонажа, хотел сразу же обзавестись компанией для него.


Образ домашнего животного — лошадка из глины

Композиции

Композициями называются группы из нескольких фигур, в которые могли входить и люди, и животные. Многофигурные композиции впечатляют своим разнообразием. На них изображается быт русской деревни, да и городской быт тоже. Лиричные прогулки на лодках, праздничные застолья и гулянья, ярмарки и масленичные празднества – все это самобытные, упрощенные свидетельства времени.

Карусели, чаепития, сцены у колодца: композиции интересны своей детальностью, образностью. Метаморфозы, произошедшие с дымковской игрушкой, действительно уникальны. Если предположить, что началась традиция с печального события, то от трагического настроения ничего не осталась. Дымковский промысел о жизни в ее узнаваемых и простых выражениях, о понятных и доступных радостях, о красоте момента.

Белая глина для лепки

Белая глина (каолин) встречается в продаже в виде порошка и брикетов. Порошковый каолин фасуют в пакеты и мешки разного объема. Качество «живого» материала напрямую зависит от поставщика. Встречается порошок с примесями (шамотом), но такой материал лучше не брать. Каолин еще называют фарфоровой глиной, т.к. при обжиге он приобретает светопроницаемость. Основа легко окрашивается в другие цвета. Для этого в состав добавляют сухую краску желаемого оттенка. Материал мягкий и нежный на ощупь. Благодаря безопасности и отсутствию аллергических реакций, каолин идеально подходит для детского творчества. Чтобы превратить каолин в пластилин, порошок соединяют с водой и вымешивают до консистенции теста. Затем добавляют глицерин и снова вымешивают. Масса получается очень пластичная и во время работы не пристает к рукам. Можно приготовить пластилин на основе глиняной пыли. Порошок просеивают сквозь сито (сетку) и полученную пыль соединяют с вазелином (воском) и глицерином. Такой материал служит основой для статуэток, игрушек, статуй и предметов декора. Готовые изделия обжигаются в печи в два этапа и покрывают глазурью. Белая глина в виде порошка очень экономная, долго хранится и не застывает. Ее единственным минусом есть трудозатраты при замесе.


Проще всего работать скаолином в брикетах, но такой вариант дорогостоящий. Массу продают в запакованном виде, поэтому она долго сохраняет свою пластичность. Если по какой-то причине основа затвердела, глину можно размочить. Такой вариант может содержать некоторые добавки, из-за чего немного теряется его гибкость.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления


Наши предки для создания фигурок брали три типа сырья. Это были самые доступные и дешевые материалы, которые можно использовать без ограничения:

  • Глина.
  • Дерево. Фигурки из подобного сырья были расписными, резными либо их поверхность вовсе не обрабатывалась.
  • Тканевые игрушки. Они встречались крайне редко, да и популярность получили намного позже, чем два первых типа изделий.

Чаще всего фигурки представляли собой изображение человека, например, бояр, крестьян или солдат. Вторыми по популярности были игрушки в форме животных, таких как медведь, лошадь, петух и т.д.

В редких случаях изделия изображали мистических существ, например, русалок или водяных. Причем так сложилось, что в каждом регионе страны имелись собственные техники создания игрушек. Некоторые методики сохранились и до наших дней.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

Милые черепашки

Если это первый опыт лепки из полимерной глины, то стоит начинать с легких вариантов фигур. Начнем обучение работе с материалом с создания миленьких черепах.

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Голубая полимерная глина;
  2. Зеленая полимерная глина;
  3. Розовая полимерная глина;
  4. Палочка (можно использовать кисть);
  5. Вода (чтобы смачивать пальцы);
  6. Мастер-класс.

Берем глину голубого цвета и катаем из нее ровный шар, после чего придаем ему форму капельки.

Таким образом, делаем четыре капельки – это будущие ноги черепашки.

Теперь берем зеленую полимерную глину и катаем шарик большего диаметра, после чего делаем из него купол с выемкой внизу – это деталь будет являться панцирем.

В итоге получается пять заготовок для тельца будущей черепашки.

Теперь ставим все детали ножек рядом и помещаем сверху панцирь, после чего немного надавливаем на него.

Теперь нужно сделать голову зверька, чтобы это сделать необходимо, скатать шар и цилиндр, после чего соединить их вместе – это будет голова и шея.

После чего необходимо сделать место для фиксирования шеи, для этого берем кисть и делаем вертикальную борозду, как на фото ниже.

Статья по теме: Винни-Пух крючком: мастер-класс с описанием и схемами

Прикладываем шею в полученную борозду и временно закрепляем ее, используя подручные средства.

Теперь берем глину розового цвета, скатываем небольшие шарики, сдавливаем их и получившимися кружочками украшаем панцирь черепахи.

Теперь рисуем глаза, используя гуашь, или делаем их из бисера. После этого черепашек можно запекать.

Тряпичные куклы народной тематики

Для появления такой куклы на свет нам потребуется:

  • Ткань размером: сорок на пятнадцать сантиметров (белая, пёстрая и однотонная).
  • Небольшая «тряпочка» под фартук десять на восемь сантиметров.
  • Пряжа из неё будем делать волосы.

Этапы изготовления куклы:

  1. Изготовляем тело. На отрез белой ткани укладываем синтепон и сворачиваем ткань пополам.
  2. Голову. На конце делаем скрутку и закрепляем её нитью.
  3. Руки. Ткань складываем пополам, завязываем края.
  4. Скрепляем тело и руки ниткой. Нитью выполняем крестообразный рисунок на груди. Это будет соединять руки и тело. Обматываем ей пояс. Затягиваем нитку.
  5. Создаём нижнюю юбку. На однотонной ткани формируются складки. Нитками закрепляем юбку. Надеваем юбку на куклу
  6. Приделываем фартук и пояс. Ткань для фартука привязываем ниткой к лицевой (передней) части куклы.
  7. Делаем волосы. Пряжу наматываем на плотный картон в несколько слоёв, затем разрезаем пряжу с одного края. Выравниваем пучок и закрепляем его на голове.

Вышеперечисленные примеры это не всё, что есть в традиции изготовления «Русской народной игрушки». Этой статьёй хотелось привлечь как можно больше людей к изучению родных традиций, обрядов и истории России в целом.

Старый Оскол

Город Оскол был образован в 1593 г. как одна из сторожевых застав южных рубежей Русского царства. Застава была названа по имени реки, на берегах которой расположена. Поселение постоянно разорялось кочевниками, терпело набеги, местное население неохотно здесь оставалось. Основную часть населения составляли стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары, о чём сегодня говорят названия пригородных слобод: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая.

Со временем многое изменилось, на Белгородских землях стало спокойнее. Из Москвы, Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то, скорее всего, и научили лепить игрушки местных гончаров. 

Глина

Местная материальная основа гончарства тоже была — необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок. Об этом свидетельствуют находки старинных простейших форм свистулек-окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как беложгущуюся, так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов), грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.

Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов. 

Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика». 

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60)% по объёму мелкого песка). Эта глина практически ничего не стоила. Гончары-ремесленники (горшколепы) иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.

Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.

Местная беложгущаяся глина, послушная в руках мастера, давала звонкий «черепок». Делали крынки, корчаги, кувшины, горшки свинцового полива. 

Особенности чернышинской игрушки

Игрушки лепят из светлой чернышинской глины, обжигают и раскрашивают двумя-тремя цветами из небольшой палитры: фиолетовый, жёлтый, красный, серовато-синий. Роспись наносится полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.

Барашек, чернышинская игрушка. Н. ФроловаПутеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Любимый сюжет — кукла-баба в переднике и юбке-колоколе, с детьми или без, в народном костюме и в характерном головном уборе орловской женщины. 

Остальные сюжеты — коньки, птички, барашки, всадники и всадницы. Эти игрушки имеют свистульку, которую местные называются «свистуньки». Форма таких игрушек достаточно условна: ножки короткие, приземлённые, если есть всадник, то он чуть возвышается над спиной коня, у него даже нет ног. Интересно, что домашних птиц вообще не лепили, возможно, из суеверия.

Чернышинские куклы А.Х. Афанасовой (с росписью) и Клениной П.П. Наталья Фролова, CC BY-SA 3.0

Как и другие типы народной игрушки, чернышинская видоизменялась в соответствии с переменами в окружающей жизни мастериц. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам.

Игрушку продолжали лепить до середины ХХ века, и одежда кукол, головные уборы, роспись, постепенно приобрели вид более современный. И всё равно основа образа Матери-Земли, Кормилицы,  общества сохранилась в народной памяти.

Поляница. Чернышинская игрушка. Автор Наталья Фролова.Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В наше время, когда народные мастера свободны от политизированности, вновь возвращаются древние языческие образы дев-русалок, берегинь, поляниц и других.

Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки

Посреди дремучих лесов неподалеку от Архангельска, раскинулся небольшой город Каргополь, славящийся еще одним видом русской народной игрушки, которая получила свое название, опять же, по названию места своего зарождения. Однако прежде, чем дело дошло до забавных фигурок, изображающих людей и животных, а порой, и целые сюжеты, тут проживали искусные гончары, занимающиеся изготовлением посуды. Горшки и тарелки из Каргополя расходились на ура во многих русских городах, не исключая и Москву.

У фигурок из лесного, ягодного края есть некоторая суровость образа, что и является их отличительной чертой. Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее. Однако современные мастера добавляют еще салатовые, синие и желтые тона, что делает фигурки еще более оригинальными и живыми.

Особенности внешнего вида каргопольской игрушки

Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи.

Сюжеты делятся условно на 2 категории:

  • Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной – «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
  • Старинные типы – всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери — сырой земли» и солнца. Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка».

Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.

Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Месторождения глины

Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов.

Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси – мелкие камни, песок и тому подобное. Глина с содержанием песка до 5% называется «жирной», а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется «тощей».

Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • «На счастье», — это женский талисман
  • «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • «Крупеничка», — символ достатка
  • «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
  • «Травница», — защищает дом и создает уют.

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Подробнее >>

Аппликация «Матрёшка»

Сделайте с детьми картинку аппликацию. Прелесть таких картинок в том, что каждая будет уникальна. Их можно сделать в любых нарядах, лицо у всех матрёшек получится тоже разное.

  1. Распечатайте два одинаковых изображения матрёшки;
  2. Наклейте картинки, для прочности, на картон;
  3. Первую вырезайте по контуру;
  4. Вторую разрежьте на детали: лицо, косынка, туловище;
  5. Целую матрёшку, обведите на лист бумаги;
  6. Детали скопируйте и вырежьте из разноцветной бумаги;
  7. Наклейте их на контур;
  8. Платье украсьте разноцветными пуговицами, бусинами, цветочками;
  9. Нарисуйте лицо;
  10. Лист с аппликацией наклейте на плотную бумагу;
  11. Оформите рамку русскими народными узорами из цветной бумаги или ниток.

У вас получилась простая и очаровательная поделка в русском народном стиле.

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector