Пошаговое рисование гжельской розы: советы для взрослых и детей

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Развлечения и достопримечательности

Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.

Завод Гжели

Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.

Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.

«Синь России»

«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.

В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.

«Объединение Гжель»

«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.

Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.

Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери

В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.

Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.

Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Урок рисования: Сказочная Гжель

Нам потребуется: — альбомные листы, — гуашь – 2 баночки: былого и лазурного цвета, — кисти – в идеале беличьи: тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12), — остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи и линии.

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

4) Мазок с тенью — или «мазок на одну сторону». Особенность такого мазка — в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета — от темного к светлому.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти — с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма — лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Урок рисования на тему «Гжельские узоры» в старшей группе ДОУ

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Цели занятия:

  1. Проконтролировать и укрепить полученные навыки, умения без помощи других рисовать гжельские узоры.
  2. Продолжить усовершенствовать технику исполнения гжельского рисунка.
  3. Зафиксировать полученные знания о ходе изготовления гжельских элементов и способность характеризовать их.
  4. Развивать творческий процесс и самостоятельность.

Программные цели

Обучающие:

  1. Развивать дальнейшее обучение по познанию особенностей росписи изделий, основными составляющими узора.
  2. Зафиксировать способы рисования по технике спирали, завитков, травинки, мазка с тенью, капли концом кисточки, волнообразных направлений.
  3. Обучить детей способностью тщательно рассматривать все находящиеся элементы (полосы, розочки, волнообразные дуги, сетка)
  4. Обучить самостоятельности, при составлении узоров на новой фигуре из прошедших элементов.
  5. Зафиксировать приёмы рисования пластичных линий, и способность рисовать концом кисточки.
  6. Подвести итог о пройденных народных промыслах.
  7. Увеличить знания ребенка об истории гжельской росписи.

Задачи урока

Воспитывающие:

  1. Развить заинтересованность к точному изучению народных промыслов.
  2. Эмоциональную чуткость.
  3. Способность оценивать творчество своих сверстников.
  4. Развивающие. Необходимо усовершенствовать:
  5. Сознание цветовой гаммы, при составлении росписи.
  6. Творческие фантазии, понимание и память.
  7. Плавность движений кистей руки, разные повороты рук.
  8. Увеличить лексический запас.
  9. Способствовать формированию детской фантазии и художественного творчества.

При рисовании гжель в старшей группе, у детей формируется:

  1. Общественное участие в коллективных мероприятиях.
  2. Окрепшая моторика рук.
  3. Самостоятельность.

Дополнительная информация! Трудность гжельской росписи заключается в освоение перемещений кисти. По этой причине, абсолютно всем начинающим требуется сперва отработать базовые элементы. Начиная с меньшего переходя в новые приёмы.

Урок рисования в старшей

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Что понадобится для работы?

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Особенности росписи под гжель

Использование двух оттенков и уникальные образы позволяют мастерам создавать настоящие шедевры. Орнамент изделия продумывают до мелочей, прежде чем наносить на поверхность. В древности умельцы не использовали эскиз, а сразу воплощали свою идею в творчество.

Гжельская роспись выполняется с помощью окиси кобальта. После обжига он становится насыщенно-синим. Для нанесения вещества применяют кисточки с беличьим ворсом. Предки современных мастеров черпали вдохновение из природы и пытались отобразить свое видение окружающего мира в искусстве.

Стилистику росписи можно поделить на три категории:

  • Орнамент.
  • Растения.
  • Сюжет.

В первом случае узор получается оригинальным, в нем четко прослеживаются ассоциации с природой. Самый распространенный орнамент – капельки, травинки, жемчужины. По бортику обязательно наносят «шашечку», узор, состоящий из синих квадратиков.

Рисунок в растительной тематике стилизован. Обычно мастера наносят на изделие изображение ягод, цветов, травинок. При этом различить растения в узоре не составит труда.

Сюжетное изображение зародилось самым первым из всех разновидностей. Это картинки из жизни людей: веселые ярмарки, пейзажи, катание на саночках.

Матрешки рисунки роспись, пошагово с фото

Матрешка — один из непременных атрибутов российской культуры. Но ее происхождение отнюдь не российское. Прототипом нашей матрешки послужил японский старичок Фукурума. Его фигурки мал мала меньше точно также вставлялись одна в другую.

Появилась матрешка не в глубокой древности, а всего лишь в конце 19 века, однако, прочно вошла в нашу бытность, а приобрести ее в качестве сувенира неизменная традиция для иностранных туристов.

Для работы нам понадобится:

  • Деревянная заготовка матрешки (заготовки продаются в магазинах для рукоделия).
  • Грунт акриловый (если нет готового акрилового грунта можно развести клей ПВА с водой и обработать им заготовку).
  • Кисточки разной толщины (для росписи и покрытия лаком).
  • Краски для росписи (можно использовать акварель, гуашь или акрил. Легче работать гуашью, так как акварель долго высыхает и оставляет неприглядные разводы. Акриловые краски дают красивый перламутровый оттенок).
  • Лак для покрытия готового изделия (акриловый лак использовать не нужно, потому что он совсем не блестит и под ним может потечь краска. Лучше всего использовать лаки ПФ 157 и ПФ 283. Эти лаки долго сохнут, но зато дают очень красивый блеск).
  • Чистый лист бумаги (для импровизированной палитры).
  • Зубочистки (для прорисовки мелких деталей).
  • Ластик (для стирания лишнего).
  • Чистая тряпочка (для стирания краски с рук и заготовки).

1.В начале работы обращаем внимание на заготовку. Необходимо, чтобы она была гладкая, без грубых зазубрин

На такую заготовку рисунок будет легко наноситься. Если поверхность имеет шероховатости, пройдитесь по ней наждачной бумагой.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.


Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector