Хохломская роспись по дереву
Содержание:
- Техника росписи
- Виды народных промыслов и росписи
- Шаблоны росписи хохломы
- Техника выполнения хохломской росписи
- Занятие по декоративному рисованию на тему «Золотая хохлома»
- Какие предметы украшают хохломской росписью
- Шаблоны росписи хохломы
- В чем отличие хохломской и городецкой росписей
- Роспись хохлома — история творчества
- Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?
- Роспись подноса рисунки, пошаговая инструкция с фото
- Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото
- Хохлома: технология изготовления
- Какой взять колер
- Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет
- Технические приемы хохломской росписи, хохломские трафареты, орнамент, узоры
- Какие предметы украшают росписью
- Хохлома: роспись, картинки и узоры
- Виды росписи
- Подведение итогов
Техника росписи
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Мастер наносит роспись на большующую ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
Растительный орнамент.
Основные виды орнамента:
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
На Нижегородской ярмарке.
Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный
Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность
Виды народных промыслов и росписи
Русские края богаты и разнообразны как своими пейзажами, так и обычаями и традициями. Во многих местах даже есть свой диалект. Все это формировало культуру и художественное творчество каждого уголка нашей страны. С давних пор сложились отличающиеся между собой традиции народных промыслов. К наиболее известным относятся следующие:
- дымковская, филимоновская, богородская игрушка;
- гжельская керамика;
- вологодское и вятское кружево;
- тульские самовары;
- ростовская финифть;
- мстерская, федоскинская, палехская миниатюра;
- жостовские подносы;
- городецкая, хохломская роспись.
Каждая из них весьма самобытна и уникальна, но все они отражают культуру и духовность русского народа.
Шаблоны росписи хохломы
Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.
Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.
На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.
Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.
Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.
Техника выполнения хохломской росписи
Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет как минимум семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня.
Вторым этапом становится лужение. В дерево втирают порошок из алюминия. Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает блеск и готова к нанесению орнамента.
Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».
Занятие по декоративному рисованию на тему «Золотая хохлома»
В ходе проведения занятия, дети в старшей группе знакомятся с содержанием материала, технологией изготовления, узорами, элементами декора, а также колоритом. Для успешного проведения урока, проводится беседа о традиционных промыслах. Рассматриваются предметы с хохломской росписью.
Занятие в детском саду по декоративному рисованию
Цели занятия
Основная цель данного урока — это развить интерес дошкольника к народному декоративному искусству. Художественное творчество ребёнка должно проявиться через декоративное рисование. При создании нового шедевра, дети смогут использовать специфику по рисованию «золотой хохломы» в старшей группе.
Приемы декоративного рисования
Воспитатель учит дошкольников рисовать узоры при помощи кончиков кистей, всей кисточкой. Они начинают свободно двигать данным средством по разным направлениям.
Как нужно подготовить детей к занятию
Какие предметы украшают хохломской росписью
Традиционно в этом стиле выполнялись любые вещи домашнего обихода, которые делались из дерева:
- ложки;
- матрешки;
- подносы;
- тарелки;
- шкатулки;
- сундуки;
- бочонки;
- короба;
- прялки;
- ручки и рукоятки;
- вазы;
- разделочные и декоративные доски.
В современном варианте, когда интерес к русским народным мотивам достаточно высок, хохломская роспись оказывается порой и на весьма экзотических поверхностях:
- ткань (для постельного белья, например);
- ногти;
- брелоки;
- зажигалки;
- экран и панели смартфона или ноутбука;
- тело (тату и боди-арт);
- автомобили (аэрография);
- пакеты (бумажные и полиэтиленовые).
Таким образом, украсить хохломской росписью сейчас можно практически любой объект.
Шаблоны росписи хохломы
Роспись хохлома использует, в основном, картинки растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки цветов розы, шиповника, рябины, травки.
Однако, мастера часто прибегают и к животным орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Несмотря на то, что тематика росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз выдумывая уникальные рисунки. Новички, в силу отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы роспись хохлома получилась красивой.
Потренироваться можно, не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые схемки — они помогут вам рисовать простые цветочные орнаменты.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками для вас будет так же просто, как и научиться рисовать карандашом.
На схемах видно, что при рисовании используются не только кисточки разного размера и формы — некоторые рисунки можно сделать штампами. Печати легко изготовить из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрубленного пополам овоща или фрукта.
Основное применение техники — это украшение посуды, но в последнее время красивый узор стал настолько популярным, что его стали использовать практически везде. К примеру, в моду вошли платья, футболки, украшения, на которых присутствует роспись хохлома.
Кроме того, таким образом оформляют машины, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.
В чем отличие хохломской и городецкой росписей
Яркую и насыщенную хохлому практически нереально спутать с иным народным творчеством. Умельцы используют только растительный узор, никаких бытовых сценок или изображений животных. Характерная черта промысла – золотистый фон. Богатые переливы красиво оттеняются ажурными плетением верхового орнамента и крупным деталями красно-черной гаммы при фоновой росписи.
В городецкой росписи вы не встретите золотистых мотивов. Если мастера хохломы применяли минимальную цветовую гамму, то умельцы городецкого промысла не скупились на разнообразные оттенки. Они использовали их в неограниченном количестве, играя с бликами, тенями и переливами.
К тому же в данном искусстве часто изображали быт граждан, народные гуляния и прочие ситуационные сюжет. Мастера хохломы этого избегали.
Роспись хохлома — история творчества
Роспись хохлома – особый вид рисования, который появился примерно в ХVII столетии в районе Нижнего Новгорода. Название данное творчество получило благодаря городку Хохлома — крупному в то время центру, в который сходились торговцы со всей округи.
Существует две версии возникновения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале ХVII столетия.
Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в нижегородские земли, принеся с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символики и узоров для росписи. В то же время здесь проживали мастера посудного дела, создававшие великолепную кухонную утварь из дерева.
Объединившись, оба человеческих умения дали начало красивейшей посудной росписи.
Сторонники же второй версии утверждают, что способ придания золотистости кухонной утвари и последующей ее росписи нижегородцы использовали еще до появления старообрядцев. В больших поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную посуду, которую красили «под олово» – то есть, использовали технологии, предшествующие появлению хохломы, которая стала в один ряд с излюбленными техниками украшения: резьбой и выжиганием по дереву.
Хохлома — что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине девятнадцатого столетия слава о хохломской росписи дошла до заграничных государств. В 1889 году была проведена выставка в столице Франции. Именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.
Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Наибольшим спросом на Западе пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.
Роспись подноса рисунки, пошаговая инструкция с фото
Попробуем расписать самый обычный поднос в жостовском стиле. Для этого нам необходимо:
- Поднос металлический (можно рисовать и на пластиковом).
- Карандаш для прорисовки эскиза.
- Кисти (синтетические разной толщины) заостренные и скошенные.
- Краски акриловые (лучше Поликолор, они хорошо перемешиваются одна с другой, плотные, хорошо накладываются)
- Палитра (можно взять металлическую крышку, на дно которой положить влажную салфетку, чтобы краски не высыхали быстро, а сверху кальку).
- Для начала следует обезжирить поднос, покрыть грунтовкой и черным матовым лаком в два слоя.
- лак высох — можно приступить к работе.
- Светлым карандашом отмечаем места, где будут располагаться цветочные бутоны.
- Выбираем краску и широкими мазками рисуем основу — лепестки будущего цветка. Сначала нижние, потом верхние. Этот этап называется «замалёвка».
- Закрашиваем цветок краской полностью.
- С помощью черной краски немного оттеняем внутреннюю часть бутона.
- Работая скошенной кистью прорисовываем верхние лепестки белым.
- Закрываем бутон и дополняем верхнюю часть цветка круговыми мазками.
- Прорисовываем нижнюю часть цветка и мелкие лепестки.
- Теперь слегка разбавим водой темно-желтую краску и оттеним серединку цветка.
- Мазки делаем чуть выразительней.
- В сердцевине цветка ставим мелкие точечки белой и желтой красками.
- Переходим ко второму бутону. Все точно также как и с первым, наносим основные мазки только теперь другим цветом, например белым.
- С одной стороны прокрашиваем бутон фиолетовой краской, с другой — желтой. Середину цветка оттеняем черным цветом.
- Набираем на скошенную кисть одновременно фиолетовую и белую краски и по кругу прорисовываем лепестки.
- В середине цветка дорисовываем дополнительные лепестки.
- Заканчиваем белый цветок. «Отворачиваем» лепестки, серединку оживляем с помощью желтых и белых точек. Третий (желтый) цветок рисуем по той же технологии, что и два предыдущих.
- С середины цветка рисуем закрытые лепестки. Затем дополняем бутон пририсовывая все лепестки по кругу.
- Снизу вверх один лепесток поверх другого, а закрытые лепестки прорисовываем белой краской.
- Тоненькой кистью обводим цветы, придавая им живости, а розовой краской рисуем закрытый бутон. Белым оттеняем закрытые лепестки, а желтой оттеняем ту сторону розы, которая ближе к нам.
- Рисуем еще один белый бутон и оттеняем его желтой, фиолетовой и черной красками.
- Белой краской выделяем лепестки, добавляем нижние и самые мелкие лепесточки.
- С помощью тонкой кисточки рисуем тычинки и прорисовываем контуры лепестков.
- Дальше по той же схеме добавляем цветок за цветком, листья,…
- …ягоды, мелкие цветы.
- Когда рисунок станет на ваш взгляд завершенным, сделайте на подносе красивое обрамление в виде орнамента.
- Дайте композиции хорошо высохнуть и через пару дней вскройте лаком.
Для более детального изучения техники жостовской росписи посмотрите вот эти видео ролики.
Городецкая роспись рисунок поэтапно, с фото
Городецкая роспись изначально применялась к деревянным изделиям. Чаще всего расписывалась посуда. Красиво расписанные предметы обихода служили для украшения и уюта крестьянских домов. В настоящее время этот вид искусства предполагает также рисунки на обычном холсте или бумажном листе.
Каждый элемент городецкой росписи несет в себе особое значение, краски выбираются яркие, сочные. В Городце кроме цветов зачастую рисуются птицы, кони, сценки из жизни на природе или в интерьере. Чтобы рисунок получился по настоящему красивым, необходимо освоить основные азы данной техники, а именно: научиться правильно держать кисть — перпендикулярно поверхности рисунка, наносить мазки.
Хохлома: технология изготовления
Процесс прекрасных деревянных изделий происходит в несколько этапов:
- Получение «белья» — белых неокрашенных изделий. Мастер из заготовленных деревянных брусков формирует будущие ложки, чайные чашки, шкатулки и сувениры, снимая токарным станком стружки с древесины. Затем готовое изделие сушат при температуре 22-28° С, в течение 3-20 дней.
- Шпаклевка «вапой» — неокрашенные вещи обмазывают несколько раз после обсушки специальной очищенной глиной, и оставляют на 7-8 часов.
- Грунтовка – 3-4 раза олифят (покрывают слоями вываренного льняного масла). Олифой вручную пропитывают изделия, втирая ее специальными кожаными тампонами. После очередной пропитки сушат в специальном шкафу при температуре 40-50° С. Затем, после охлаждения, слегка шлифуют.
- «Лужение» — придание изделию серебристого или золотистого фона. Для серебряного цвета – в поверхность кожаными овчинными тампонами вручную втирают алюминиевый порошок. Для золотого – наносится перетертое олово. Затем покрывают специальными смесями и несколько раз обжигают в печи до получения солнечно-золотого цвета. После чего изделие попадает в руки мастеров-художников декоративно-прикладного искусства.
Какой взять колер
Вам потребуются краски, которые подходят для деревянной поверхности. Самым простым и дешевым вариантом является гуашь. Однако она не формирует водостойкой поверхности после высыхания. В нее необходимо добавлять клей ПВА, около четверти объема пигмента, но не каждый цвет хорошо отреагирует на такое сочетание. Лучше не рисковать, а просто покрыть готовое изделие прозрачным лаком для дерева. Это позволит защитить рисунок от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов. Еще один вариант — использовать акриловые краски. Они водостойки и подходят для дерева. Причем после высыхания такого слоя сверху можно наносить даже гуашь. Это значит, что черный фон можно выполнить акрилом, а сам узор – гуашью.
Купите несколько кистей с тонкими кончиками. Подойдут беличьи, колонок и синтетика номеров от первого и выше. Количество и размер зависят от вашего рисунка. Тонкая кисть вам понадобится в любом случае, а максимальный размер вы можете определить визуально в зависимости от планируемого рисунка.
Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет
Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.
Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома»
Мотивирующее начало занятия
Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».
К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.
Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?. Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку)
Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку
Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.
Разминка
Физкультминутка
Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.
Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат. Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор
Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.
Технические приемы хохломской росписи, хохломские трафареты, орнамент, узоры
Вы, вероятно, уже обратили внимание на главную особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее чётких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью
Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка,- это красочные мазки, они легки и подвижны
Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия-штрих, делается сразу мягкой кистью. Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка,- это красочные мазки, они легки и подвижны.
Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Нужно очень большое мастерство, точность руки и глаза для того, чтобы тонкой кисточкой провести эти изящные линии и прожилки, написать иногда очень сложные по рисунку узоры. Поэтому в работах учеников часто встречаются смазанные и неровные края, некоторая неловкость изгибов. Чтобы добиться точности линии, они рисуют вначале на кусочке стекла: на нём легче исправить работу, стерев неудавшееся.
Но хохломские мастера работают не только кистью. Посмотрите внимательно на орнамент «дождевик» — частые звёздочки-ромашки, расположенные по кругу. Он нанесён на изделие трафаретом.
Трафаретом, или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть всегда один и тот же узор. Этот узор вырезан на печатающей поверхности штампика, сделанного из дерева или фетра.
«Тычком», или «ляпушкой» называют хохломские художники кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб-дождевик. Обмакнув «тычок» в краску, наносят горошины-ягоды, основу цветка, прозрачные спиральки.
В старинных изделиях трафаретом оттискивали квадратики, ромбики и другие геометрические фигуры. Штампик был незаменим тогда, когда за короткое время надо было расписать очень много изделий.
Наиболее распространенный трафаретный орнамент «дождевик» помещают обычно на внутренней поверхности ложек, которых в старину делали особенно много.
Теперь вы знаете технические приемы хохломской росписи — рисунок от руки кистью и трафаретный рисунок. Выполняются они масляной краской.
Современные художники очень часто на выставках показывают своё мастерство, сам процесс работы, на глазах у восхищённых зрителей расписывая предметы.
Н. Бедник, «Хохлома»
Какие предметы украшают росписью
В старину – хохломской росписью в основном украшали кухонную утварь, шкатулки, пасхальные яйца. Сейчас хохломой, кроме привычной посуды и сувениров, часто покрываются самые неожиданные поверхности: постельное белье, мебели, фарфоровые сервизы, автомобили, велосипеды и другие виды автотранспорта, даже самолеты, ногти, татуировки на теле, настенный герб, панели компьютера или смартфона, пакеты. Выпускаются коллекции мужской и женской одежды, где все – от шапок до сапог горит ярчайшими ковровыми узорами. Стеклянная и фарфоровая посуда, расписанная пламенными узорами, приобретается в частные коллекции, выставляется в знаменитых музеях и выставках.
Любые вещи с хохломой будут замечательным приобретением, ярким и нестандартным. К ним не останется равнодушным ни один человек. Потрясающая роспись, гладкая текстура, теплая на ощупь поверхность – отличают подлинную хохломскую роскошь. Любое изделие внесет яркую ноту в любой интерьер, станет запоминающимся подарком и будет доставлять удовольствие долгие годы. Вся выпускаемая продукция сертифицирована.
Хохлома: роспись, картинки и узоры
Можно выделить несколько видов орнамента:
Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.
Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.
Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.
Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.
В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.
В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.
Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.
«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.
«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.
Виды росписи
В восемнадцатом столетии искусство достигло пика популярности, спрос на хохломскую продукцию рос стремительными темпами, а мастерство живописцев совершенствовалось. В эти времена и установились два основных типа росписи – верховая и фоновая.
В первом случае это орнамент из черных и красных оттенков, выполненный на золотистом фоне. Сначала мастер тонкими штрихами прорисовывает ажурный узор, используя один из принципов:
- «Пряник». Стилизованное изображение небесного светила, помещенного в геометрическую фигуру или ограненную окружность. На первый взгляд, методика проста, однако, от солнечного круга было невозможно оторвать взор, насколько гармонично сочетались все элементы орнамента.
- «Травник». Травяной узор, изображение прибрежной осоки или луговых растений.
- «Под ягодку». Роспись с большим количеством листочков, плодов, цветов и стеблей. Они удивительным образом переплетаются между собой.
Хохломская роспись для детей могла быть и фоновой. В этом случае золотистый орнамент наносился на черное или красное полотно. Самая занятная разновидность данного направления – «кудрина» (стилизованное изображение цветов и листьев). Повторяющиеся завитки плавно переходят в причудливый орнамент.
Подведение итогов
Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.
Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.
Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.
Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия. Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности
Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений
Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.