Как нарисовать пушкина поэтапно: урок рисования портрета карандашом, советы и рекомендации от художников

Портрет Пушкина

Портрет Александра Сергеевича Пушкина занимает большую нишу в изобразительном искусстве. К нему обращались и творцы 19 века, и художники-передвижники, и смелые авангардисты, и соцреалисты. Но я не буду вас знакомить с тем, что вы и сами знаете. Я вам расскажу о неизвестных портретах поэта. Нам всем с детства известен портрет Пушкина работы Кипренского. Мы встречаем его в учебниках литературы и в познавательных фильмам о поэте. Многие, наверное, задумывались, что есть и другие портреты нашего великого деятеля литературы. Так давайте ж с ними познакомимся поближе.

Во-первых, познакомимся  с предполагаемым портретом Пушкина. Он был создан летом 1831 год. Но до 1939 года  портрет оставался никому неизвестен. Нашли его случайным образом после праздника, посвященного поэту, в местной, Санкт-Петербургской библиотеке. Подпись на портрете не обнаружили, была только дата « июнь 1831». Портрет вызвал огромное количество споров, многие утверждают, что это не Александр Сергеевич, многие, наоборот, позиционируют этот портрет, как самое точное отображения поэта. Данный акварельный этюд помогает нам узнать еще лучше Пушкина. Прекрасная пропись в стиле раннего реализма отображает мельчайшие детали в образе поэта. Больше споров возникает из-за шляпы поэта. Многие искусствоведы считают, что такой никогда не было у Александра Сергеевича. Но так ли это на самом деле?

Во-вторых, вспомним еще один портрет классика, который знаком нам со школьных уроков литературы. Это картина Серова «Пушкин в парке». На этом холсте Александр Сергеевич запечатлен в Царском селе (есть споры, что поэт запечатлен в своей деревни). Перед нами  Пушкин предстает в вальяжном настроении, наверное, именно в этот момент он сочиняет стихи. Четкая монохромная  пропись Серова позволяет увидеть живого, как будто сфотографированного из-за угла, поэта. Данный портрет любим многими с детства. Возможно, именно с него начинается знакомство  великим классиком, но в последнее время это полотно стало исчезать из учебников литературы. Можно сказать, что серовская работа переходит в ряд неизвестных портретов поэта.

В-третьих, давайте теперь узнаем о самом позднем портрете поэта. Это работа
Б.М. Кустодиева  под названием  «Портрет А.С. Пушкина», который был написан в 1915 году. Перед нами Пушкин предстает гуляющим по своему северному городу. Он одет в типичное для тех лет пальто и любимую шляпу цилиндр. Черная графика Кустодиева сильно выделяет знаменитые бакенбарды Александра Сергеевича.  Многие искусствоведы в шутку называют эту работу «Онегинский Пушкин». Действительно на этом этюде автор чем-то напоминает своего любимого героя. Но все же Пушкин – самобытен в деталях. Прекрасное кашне и перчатки делают поэта идеализированным жителем Северной Пальмиры.

Итак, в русском искусстве существует много портретов великого писателя и каждый из них по-своему прекрасен! Но выбирать какой портрет станет «вашим, личным Пушкиным», конечно,  только вам!

Федор Тютчев

Дошкольное образование Тютчев получал дома. Его обучением руководил поэт-переводчик Семен Раич. Раич познакомил маленького Федю с античной литературой и поддерживал Тютчева, когда тот стал писать свои первые стихи. Тютчев с удовольствием изучал латынь и поэзию Древнего Рима, а в 12 лет уже успешно переводил Горация. Взрослые поощряли его тягу к знаниям и старались развивать поэтический талант мальчика. Он рос любимцем семьи, его всячески баловали.

Первый детский портрет поэта был написан для семейной хроники неизвестным автором в 1805–1806 годах. Сейчас он находится в музее-усадьбе «Мураново» имени Федора Тютчева.

Варианты титульных листов.

Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек.

Установлена причинная зависимость автопортретных > с поворотными, кризисными, напряженными периодами в жизни поэта. Замечена прямая связь между характером литературного произведения и рисунками на полях его черновиков: >. В этом плане огромна роль романа >, самого автобиографического из пушкинских произведений. Не случайно в черновиках романа сосредоточено свыше трети всех автопортретных рисунков, автопортретов всех видов.

Автопортреты после ссылки

Но чаще всего рисовал он себя одного. Собственный профиль удавался Пушкину в совершенстве. Он передавал его уверенно, остро, чуть шаржируя иногда. Рисовал себя Пушкин то коротко остриженным, то с длинными кудрями, то с усами и в деревенской рубашке, то с баками, которыми удивил друзей, вернувшись из ссылки. Все автопортреты Пушкина различаются. Различаются они не только одеждой, длиной волос, отсутствием или наличием бак, усов, — сколько тем, что в них передано различное душевное состояние.

Эти непритязательные наброски вводят нас во внутренний мир поэта гораздо интимнее, нежели написанные с натуры живописные его портреты.

В совершенстве зная свое лицо, как, впрочем, лица всех, на ком останавливался его поглощающий взгляд, Пушкин рисовал свои портреты по памяти. Поэтому они свободны от того напряжённого взгляда художника, всматривающегося в своё отражение в зеркале, взгляда, который так характерен для множества автопортретов разных художников.

Эти два портрета, изображённые один под другим, сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «. Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», — пишет Т. Г. Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами — пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец — катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Последний автопортрет.

Последний автопортрет родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, — пишет А. М. Эфрос, — то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, — подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. «

>
Пушкин-рисовальщик помимо литературного, оставил человечеству огромное графическое наследие. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски, сделано им на страницах набросков и черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они — словом. Рисунки либо повторяли текст — подчеркивали его, либо вторили ему — усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения. Он думал стихами, размышлял ими — как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками — как художник. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они — словом. Рисунки либо повторяли текст — подчеркивали его, либо вторили ему — усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения. Черновую рукопись Пушкина можно рассматривать как современную страничку сети, в которой рисунки играют роль ссылок. В отличие от Гюго, Гете, Бодлера, Байрона и других рисующих писателей и поэтов, у Пушкина рисование было лишь одной из стадий процесса творчества-стихописания.

Если брать каждый из пушкинских рисунков отдельно (как чаще всего и делают литературоведы, озабоченные поиском сходства конкретного профиля с тем или иным современником Пушкина), то набросок выглядит приблизительным, перенаправленным, повторенным несколько раз. Но если видеть такие рисунки заодно со страницей (с типичной страницей рукописи с набросками), то следует говорить об их особой творческой роли: рисунки воспринимаешь не как случайное или игровое (а отчасти и дилетантское) сопровождение профессиональное работы, но как ее важнейшую и потому необходимую часть.

Я пришла к выводу, поработав над рефератом, прочитав высказывания критиков, проанализировав рисунки, что ни один рисунок не является случайным. Он необходим и как будто завершает создание художественного образа. А. С. Пушкин талантлив в рисунках, они очень выразительны.

Соблюдение пропорций

Отвечая на вопрос, как красиво нарисовать Пушкина, важно помнить о человеческих параметрах, которые установила природа. Люди пропорциональны и эти пропорции необходимо соблюдать на бумаге

Учитываются следующие нюансы:

  • Ширина плечей пропорциональна размеру двух человеческих голов.
  • Раскрытая ладонь имеет такие же размеры, как и лицо человека.
  • Талия всегда получается уже плечей.

В первую очередь рисуется контур образа поэта, на который следует опираться в дальнейшей работе. Чтобы понять, как просто нарисовать человека, необходимо использовать подсказки в виде эскизов и различных изображений.

Работая над портретом, важно останавливаться на перерывы, чтобы не пропускать ошибки и освежать взгляд

Портрет в профиль

Портретный жанр считается одним из самых сложных, но зная важные нюансы, можно освоить даже этот жанр

При рисовании портрета важно соблюдать пропорции лица, а также прочувствовать настроение человека и его характер

Портреты рисуются долго и постепенно, но нарисовать Пушкина поэтапно в профиль намного проще, чем изобразить классика в анфас. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо ознакомиться с разными изображениями поэта и разобраться в особенностях строения его лица.

У Александра Пушкина был покатый лоб, длинный острый нос и маленький аккуратный рот. Волосы классика завивались в кудри, что делало его образ ещё более романтическим и литературным.

  1. Рисуем линию лица в профиль, покатый лоб и острый нос, маленький рот.
  2. Во время рисования нужно пользоваться вспомогательными изображениями и опираться на них.
  3. Подобный мастер-класс для начинающих станет отличным подспорьем для новичков в художественном деле.
  4. После изображения линии профиля, рисуем вьющиеся бакенбарды, глаза и кудрявые волосы.

Нарисуем Пушкина анфас со сложенными на груди руками

Этот вариант относится к средней сложности. Даже некоторым взрослым будет не легко справится, но благодаря инструкции можно нарисовать хороший портрет. Для этого потребуется внушительный набор инструментов:

  • Бумага среднезернистого типа. Начинающему художнику подходит её структура. Она позволит упростить задачу;
  • Хорошо заточенные карандаши с разным уровнем твёрдости для различных этапов формирования рисунка;
  • Ластик;
  • Специальная палочка для образования однородной структуры после штриховки. Для этой цели может послужить не большой кусок оторванной бумаги.

Запаситесь терпением. Надеемся у вас хорошее настроение и ничто не будет мешать, в противном случае отложите работу на другое время. Если всё хорошо рабочая обстановка гарантирована, тогда можете начинать творить:

  1. Разделите лист на четыре равные части. Это поможет создать удобный набросок. Линии эскиза не должны быть слишком жирными, поскольку некоторые придется стереть.
  2. Овалом выделите место для головы. Меньшим для подбородка. Создайте образ шеи и скрещенных на груди руках.
  3. Детализируйте черты лица, носа, лба, ушей, подбородка, глаз. Выделите место воротника и остальной верхней одежды поэта.
  4. Оформите полноценный рот, глаза и нос Пушкина. Добавьте пуговицы на одежду.
  5. Добавьте кучерявые волосы. Начинайте обводить контур рисунка. Выполните штрихование различных участков. Не забудьте выделить тени. Рисунок фактически готов.

Осмотрите свою работу, если необходимо добавьте реалистичности. Этот урок был сложным, но благодаря опыту приобретенному на первом примере вы отлично справились.

Некрасивый, но обворожительный

Александр Сергеевич был невысокого роста (166 сантиметров), худощав, голубоглаз, носил длинные ногти и копну курчавых волос, знаменитые бакенбарды появились во время ссылки. В воспоминаниях современников он предстает как некрасивый человек, который при этом был настолько остроумен и энергичен, что мог заполучить самых красивых женщин. Так и жена Пушкина Наталья Гончарова считалась в свете одной из первых красавиц – кстати, Наталья Николаевна была на 10 сантиметров выше своего мужа, из-за чего Пушкин комплексовал и предпочитал на балах рядом с ней не находиться.

Одна из барышень, которыми восхищался Пушкин, Анна Оленина, оставила следующие воспоминания: «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост».

Еще одной музой Пушкина была Дарья Федоровна Фикельмон, внучка фельдмаршала Кутозова, славившаяся умом, образованностью, увлекшая даже императора Александра I. Пушкин часто бывал в ее доме на Дворцовой набережной, который стал прототипом дома в «Пиковой даме», посвящал Долли стихи. Долли же отмечала: «Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде. Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться».

Фото: wikipedia.org/ Орест Кипренский «Портрет поэта А.С. Пушкина», 1827

Иллюстрация к поэме >.

Долгое время притягивала исследователей разных поколений сюита рисунков Пушкина, называемая ими >. Каким только толкованиям она не подвергалась. пока не удалось выяснить, что это авторские иллюстрации к поэме >. Поэма была задумана в южной ссылке, но осталась неосуществленной.

Разгадка замысла дала возможность осмыслить и непонятный до тех пор стихотворный отрывок, описывающий ад.

Где слез во мраке льются реки,

Откуда изгнаны навеки

Надежда, мир, любовь и сон,

Где море адское клокочет,

И, грешника внимая стон,

Ужасный сатана хохочет.

Эти строки оказались единственным дошедшим до нас фрагментом поэмы. Две композиции мечтательно сидящего у жаровни изящного беса, над которым витает видение полуобнаженной женщины, — центральные рисунки к неосуществленному творению.

Презентация на тему «Детство А.С.Пушкина»

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Детство А.С.Пушкина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Детство А.С.Пушкина

Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…

Елоховский собор

Герб рода Пушкиных

Родословная

Абрам Петрович Ганнибал Арап Петра Великого», абиссинский князек. Он умер в 1781г. генерал-аншефом и александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это была «мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура», наклонная «к невообразимой, необдуманной решимости».

Надежда Осиповна Пушкина Урожденная Ганнибал, в 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Алекссандра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.

Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Захарово Имение бабушки со стороны матери Марии Алексеевны Ганнибал – Захарово. В 1805-10 годах Пушкины жили в Захарове каждое лето – с мая по сентябрь. Здесь будущий поэт узнал и полюбил русскую деревню с её природой, крестьянским трудом, песнями, обрядами, праздниками.

Захарово

Воспитание Александр вышел из детского возраста, и в доме Пушкиных появились гувернеры. Это были иностранцы. В доме Пушкиных мало говорили по-русски , больше по-французски, читали французскую литературу..

Мария Алексеевна Ганнибал Арина Родионовна Яковлева

Няня Благотворное влияние оказала на юного Пушкина няня Арина Родионовна. Она ознакомила поэта с устным народным творчеством. В основе сюжета знаменитых сказок Пушкина лежат сказки, рассказанные Ариной Родионовной.

В.А. Жуковский П.А. Вяземский Н.М. Карамзин В.А. Жуковский К.Н. Батюшков В доме родителей собирались самые известные писатели. Они читали свои произведения, играли спектакли, говорили о литературе. С юных лет Пушкин рос в этой атмосфере творчества.

Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры. Так прошли одиннадцать лет его жизни, а впереди писателя ждало еще много интересного.

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

7286741474827599777777931576529879

342973430634353343553435634360343693440934411344253443134433

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

Бестактный и дерзкий

Один из ценных источников, рассказывающих о юности поэта, – «Записки о Пушкине», которые оставил его лучший друг Иван Пущин. Вот что он вспоминал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он играл какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые иногда не ускользают в школьных сношениях. В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…».

Во время жизни в Лицее предметом для эпиграмм Пушкина часто становился его товарищ Вильгельм Кюхельбекер. Александр Сергеевич умудрился довести друга и до дуэли, и до попытки самоубийства. Дело в том, что Кюхельбекер увлекался стихосложением, но не блистал. Однажды Пушкин, лежа в лазарете, позвал друзей послушать «Пирующих студентов». Одним из самых внимательных слушателей был Кюхельбекер, для которого последние строки стихотворения стали полной неожиданностью: «Писатель! За свои грехи/ Ты с виду всех трезвее:/ Вильгельм, прочти свои стихи, /Чтоб мне заснуть скорее». Обиженный Кюхля отправился топиться в пруд, откуда его выудил дядька (должность вроде завхоза возле лицеистов). После этого в журнале «Лицейский мудрец» появилась карикатура: из пруда торчит длинный нос Кюхельбекера.

В юности Пушкин был постоянно весел и беспечен, любил устраивать шалости и вращаться в светском кругу. Ненадежный и эксцентричный его характер стал причиной, по которой Пушкин, в отличие от многих своих друзей, не стал декабристом. «Подвижность пылкого его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня», – писал Пущин, который так и не решился пригласить друга в тайное общество.

«Детство с Пушкиным». Знакомство детей с биографией поэта.

Гульсиня Гибадуллина

«Детство с Пушкиным». Знакомство детей с биографией поэта.

А. С. Пушкин.

Детям будет интересно,если они почувствуют личное отношение педагога к нему: уважение, заинтересованность, любовь к творчеству поэта.Для занятия мы подбирали много наглядного материала: издания произведений Пушкина, портреты, иллюстрации, виды городов с памятниками, портреты членов семьи, няни, друзей — т. е., всё, что можно найти. Долго работая над этой темой,я сделала для себя вывод: лучше сначала «окунуть»детей в мир пушкинских сказок, помочь детям полюбить их, а уже потом знакомить с биографией поэта. Проведу аналогию – все мы занимаемся обучением грамоте. Уже много лет практически все наши дети уходят в школу читающими. Но с алфавитом – с названиями букв – мы знакомим, только когда дети научаться читать. Сегодня предлагаю примерный рассказ воспитателя о биографии поэта.

Александра Сергеевича Пушкина знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос,он не забыл свою няню: он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…»

и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

Это занятие можно приурочить ко Дню рождения великого поэта.

Фотография Юлиана Скрябина

12 февраля 1908 года в семье Александра Скрябина и Татьяны Шлецер-Скрябиной родился мальчик, которого назвали Юлианом. Сын композитора довольно рано начал играть и сочинять музыку сам, проводя за инструментом по несколько часов в день. В 1913 году Юлиан стал ходить в школу Гнесиных. Уже тогда его талант был очевиден всем. Кроме музыки, юного гения интересовала поэзия (он сам писал стихи), а через два года Юлиан увлекся философией и архитектурой.

Следующий год принес Татьяне Шлецер-Скрябиной и детям тяжелейшее испытание: в апреле от заражения крови скончался Александр Николаевич. Смерть отца семейства поставила семью в трудное материальное положение. Кроме того, так совпало, что договор на аренду квартиры, в которой жили Скрябины, истек в день смерти композитора. На помощь вдове пришли близкие друзья, организовавшие Скрябинские общества в Петрограде и Москве и собиравшие средства на выплату арендной платы за квартиру.

Через два года в России началась Гражданская война, и в 1918-м Шлецер-Скрябина приняла решение увезти детей в Киев. Там 10-летний Юлиан поступил в Киевскую консерваторию. Учеба давалась легко, другие студенты ему завидовали, а преподаватели любили его. В июне 1919 года, успешно сдав экзамены, Юлиан отправился на Днепр. Там произошла трагедия: мальчик, подававший большие надежды, утонул.

Юлиан прожил всего 11 лет, но успел оставить творческое наследие, его произведения до сих пор с восхищением исполняют пианисты по всему миру. Широкая публика знает несколько прелюдий, сочиненных юным композитором.

Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой

«Трагедия, ставшая триумфом» — так описывают эпопею со спасением экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин». События 1933–1934 годов остались в истории Советского Союза как пример мужества команды корабля и героизма пилотов-спасателей. Около 100 человек ждали своего спасения более полугода. Незадолго до того, как пароход оказался зажат льдами Чукотского моря, на борту появился очень маленький пассажир: в семье Васильевых родилась дочка Карина.

Ее мама Доротея Васильева могла не попасть на пароход «Челюскин» — судовой врач опасался брать в плавание беременную женщину. Однако на ее присутствии в команде настоял сам начальник экспедиции Отто Шмидт. Доротея родила девочку еще до того, как судно попало в ледовый плен, 31 августа 1933 года, и это стало большим событием не только для молодых родителей, но и для экипажа.

На скульптурном портрете, хранящемся в Музее героев Советского Союза и России, помимо новорожденной, изображен и один из летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, — Анатолий Ляпидевский. Именно он первым заметил лагерь выживших и перевез нескольких пассажиров в безопасное место.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Южная ссылка

Вместе с Раевскими он совершил путешествие на Северный Кавказ до Пятигорска. Служил в Кишиневе, Одессе. Пока он служил под началом генерала И. Н. Инзова, многое сходило Пушкину с рук. Инзов расстраивал дуэли, отпускал Пушкина в поездки и многое прощал своему талантливому и непоседливому любимцу.

Сменивший Инзова губернатор граф Воронцов не захотел терпеть опального и пылкого поэта. Поползли слухи о любовной связи Пушкина с супругой Воронцова. Воронцов обратился в Санкт-Петербург с просьбой удалить от него неуемного певца Свободы. В общей сложности Пушкин провел на юге 4 года: с 1820 по 1824 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector