Прорезная резьба по дереву для начинающих

Изготовление шаблона

Готовые шаблоны применяются для изготовления наличников. Их можно найти в свободном доступе в интернете. Можно изготовить шаблон самому, если не удалось найти нужный вариант:

  1. Подбираем подходящий рисунок;
  2. На кальку переносим контуры узора. Для этого используйте шариковую ручку или мягкий простой карандаш;

  1. Если нужно увеличить или уменьшить рисунок — воспользуйтесь сеткой. Переносим контуры на кальку. Поле изображения делим на квадраты и каждый нумеруем. На картонном листе или плотной бумаге должно быть столько же квадратов с большими или меньшими размерами. Выбранное изображение нужно перерисовать в новую сетку;
  2. При помощи копировальной бумаги рисунок переносим на деревянную заготовку.

Шаблон можно также сделать с фанеры.

Инструменты для прорезной резьбы: лобзик или фрезер

Однако выбор рисунка – это только треть успеха. Еще один важный аспект, который обязательно надо рассмотреть прежде, чем приступить к самой работе. А именно – выбор инструмента, которым будет производиться резьба по дереву или фанере.

От оборудования зависит:

  • насколько тонкой получится резьба;
  • сложность картинок;
  • скорость вырезания;
  • аккуратность работы.

Поэтому важно оценить все плюсы, минусы, возможности и ограничения каждого из традиционных инструментов для выпиливания:

Лобзик – приспособление для фигурного вырезания деталей. Ручным инструментом работать довольно трудоемко, но позволяет очень точно выполнить выпиливание по чертежу

Электроинструмент позволяет быстро производить фигурные изделия из фанеры, но требует осторожности

Фрезер – это инструмент, благодаря которому плоскорельефная прорезная резьба приобретает более тонкий и завершенный вид. Именно с его помощью получается скруглить края, удалить сколы, сделать подзоры, осуществить самое сложное вырезание.

Теоретически фрезером можно выполнить те же работы, что и лобзиком, и даже больше, но по факту такое обращение с инструментом чревато его быстрым выходом из строя, частой заменой фризы.

Из какого дерева лучше вырезать?

Для изготовления резных фигурок из дерева следует выбирать определенный тип древесины.

  • Легче всего вырезать из липы, у структуры которой отсутствует выраженный рисунок. Это позволяет без лишних усилий наносить на заготовку изображение. К тому же на материале практически не появляются трещины.
  • Схожие характеристики наблюдаются и у ольхи. С ней также легко работать.
  • Осиновая древесина является лучшим материалом для изготовления больших скульптур, так как ее легко подвергнуть сколам. Стоит заметить, что если осину не покрыть лаком, то через некоторое время она становится серебристой. Мягкая структура не вызывает сложностей в работе.
  • С твердой березой работать не так просто, но зато из нее получаются отличные мелкие детали. Также ее древесина ценится за особый рельеф.
  • Из орехового материала можно создать интересные композиции, в которых много тонкой резьбы. К тому же орех легко обрабатывать, так как на нем не образуются сколы. Такая древесина отлично подойдет для различных декоративных деталей.
  • Из дуба зачастую изготавливаются крупные скульптуры. С данным деревом сложно работать из-за подверженности сколам и его твердости.

Следует заметить, что любая древесина для резьбы должна быть тщательно высушенной. В противном случае на готовых изделиях могут появиться трещины. Сушить дерево необходимо в теплом месте, предварительно завернув его в полиэтилен.

Мастера с опытом одинаково хорошо работают с любой древесиной. Однако новичкам лучше выбирать мягкие породы древесины. Как правило, к таким относят липу, тополь, каштан, кедр, осину и ольху.

Найти подходящий материал для резьбы можно прямо во время прогулки по парку, лесу или саду. Например, можно создать отличные фигурки из пней, корней, коряг. Многие считают это мусором, но на самом деле, применив фантазию из всего можно сделать нечто красивое и оригинальное. Также подходящий материал для деревянных скульптур можно заказать в профессиональных мастерских.

Рельефная резьба

Элементы данного вида резьбы с фоном изделия находятся на одном уровне или выше него. В основном, данной техникой изготавливаются все резные панно. Определяют несколько подвидов рельефной резьбы:

плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Данный подвид, по сути, можно соотнести к контурной резьбе, но здесь все края бороздок заоваливаются и имеют разную степень крутизны. К примеру, со стороны рисунка более резко, а от стороны фона постепенно. Название резьбы пошло от того, что за счет заоваленных контуров фон выглядит как из множества подушек. Рисунок располагается с фоном на одном уровне.

Рельефную резьбу, вполне обоснованно, определяют, как один из самых трудозатратных видов декоративной обработки дерева. На готовых изделиях можно увидеть множество разнообразных орнаментов и изображений, от различных эмблем и гербов до растений и животных.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).

Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы

Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Трафареты по прорезной резьбе

Однако в отличие от прорезных надписей на фанере рисунки с растительной, животной и фантазийной тематикой можно найти в сети. Так что смело выбирайте понравившиеся трафареты в альбом, и идей для творчества хватит надолго!

Самые простые эскизы подойдут как для тренировки в самом начале пути изготовления изделий, так и смогут стать отдельными элементами сложной конструкции. Например, так оформляют резные дома.

Более сложные шаблоны потребуют определенных навыков и терпения, но результат стоит того. Такие картинки могут служить самостоятельным изделием, даже подарком.

Целые композиции с идеей и смыслом обычно служат либо отдельным произведением, либо составляют основу работы.

Виды резьбы

В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:

  • прорезная, о которой сегодня идет речь;
  • плоскорельефная;
  • рельефная.

Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Правила безопасности резчика по дереву

Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей

Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.

И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.

Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).

В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

  • https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
  • https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
  • https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
  • https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
  • https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
  • https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
  • https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
  • http://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php

Виды прорезной резьбы

Прорезные изображения характеризуются наличием сквозных узоров. Они могут быть плоскими или объёмными в последнем случае после создания его обрабатывают с помощью специальных ножей, применяемых для обработки дерева. Рельефную резьбу также называют кружевной.

Если изображение остаётся в том виде, когда видны сделанные мастером отверстия, то такие изображения можно назвать сквозными. Иногда его наклеивают на деревянную основу и получается своего рода барельеф. В этом случае узор называют накладным.

Эта техника применяется также для домовых прорезных изделий. В этом случае речь идёт об изготовлении деталей для украшения деревянных домов. Она имеет свои характерные особенности. Одной из них является стремление избегать мелких деталей.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.

Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.

Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным

Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.

Особенности работы с лобзиком

Лобзики с трубчатой металлической рамой будут предпочтительнее для работы, так как пилка у инструмента натягивается ровнее. Ось ручки располагается в плоскости рамы. Пилка выбирается для каждого вида резьбы индивидуально. Для прорезания больших деталей берутся широкие пилки с большими зубцами, самые мелкие детали вырезаются небольшими пилочками. Большие размеры быстрее режут, малые – наоборот. Процесс выпиливания идет по направлению движения сверху-вниз. Движение снизу-вверх должно идти свободно. При несоблюдении техники ход лобзика вперед затрудняется.

Натяжение пилочки ослабляют после окончания работы с лобзиком. Чтобы размер выпадающих деталей при резьбе не оказался больше чем на бумажном эскизе нужно пропиливать прямые и волнистые линии внутрь чуть за контур карандашной наметки. При работе со сложными орнаментами сперва занимаются внутренней частью, а после наружной.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы

Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное

Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Сравнение с другими видами резьбы

Ажурной резьбой называют такой художественный способ обработки дерева, при котором совсем убирается фон. Картинка получается, как говорят сами мастера, «бездонной». Именно за счет этого изделие выходит легким и воздушным, а оттого приобретает особое очарование. Иногда ажурную резьбу называют сквозной.

Чем же сквозная технология отличается от плосковыемчатой: у последней есть фон, плоская поверхность.

К тому же у плосковыемчатой резьбы рисунок удален в фон, а у плоскорельефной он выступает над фоном. Стоит упомянуть для сравнения еще и объемную резьбу, которая позволяет создавать трехмерные деревянные композиции. Это скульптурная резьба, особый вид искусства. Никаких прорезей и отсутствия фона она не подразумевает.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Мастер-классы по созданию резных фигурок из дерева

Перед работой нужно подготовить все необходимые инструменты и материалы для разметки, резки и шлифовки. Изготовление любых деревянных фигурок начинается с черновой заготовки. Это грубый кусочек древесины, на котором делают отметки и начинают придавать угловатые формы. Все излишки снимать не нужно, достаточно срезать крупные углы и заусенцы.

Одна из самых популярных объёмных фигур, изготовление которой первым делом стараются освоить начинающие мастера – это медведь.

Чтобы изделие получилось красивым, необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. На ореховом бруске 10х5 см, толщиною 5 см, рисуют набросок будущей фигурки.
  2. Обрезают лишнее и делают грубую обработку при помощи ножа.
  3. Карандашом прорисовывают обратную сторону фигуры и её верхнюю часть.
  4. Стамесками разной толщины постепенно снимают несколько слоёв. С каждым разом толщина стружки должна уменьшаться.
  5. Маленьким ножом прорабатывают текстуру шерсти, формируют другие мелкие детали, зубы, глаза, когти.
  6. Шлифуют изделие мелкой наждачной бумагой, затем полируют и покрывают лаком.

Орех – это твёрдая древесина. Для первого опыта можно использовать сосну или липу.

Ещё начинающим часто интересны силуэты сидящих животных, например, лисы или кошки. Их можно изготовить по аналогии, с небольшими изменениями.

Порядок действий:

  1. Подобрать эскиз и перенести его на заготовку.
  2. Отпилить лишний материал.
  3. Произвести грубую обработку, соблюдая основные контуры.
  4. Затем приступить к проработке деталей. Нужно указать. Где у животного будут лапы, голова, туловище и хвост.
  5. Вырезать форму морды, обозначить расположение ушей.
  6. Зашлифовать изделие, чтобы его контуры стали мягче.
  7. С помощью небольших инструментов сделать детали более чёткими.
  8. Ещё раз отшлифовать работу мелкой наждачной бумагой.
  9. Маленьким ножом вырезать текстуру шерсти, обозначить глаза, зубы и другие мелкие детали.

В конце остаётся произвести финальную шлифовку и пропитать готовое изделие лаком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector