Доклад резьба по дереву 6 класс сообщение

Материалы

Конечный результат работы также очень зависит от материала, на котором будет выполняться резьба, так как древесина отличается по плотности, структуре и устойчивости к окружающей среде.

Поэтому мы рассмотрим оба этих варианта.

Если вы выбираете фанерные листы, то нужно знать, что они нескольких видов.

  • Фанера ФК – влагостойкий материал, который удобен в работе и безвреден для человека и окружающей среды. Его используют для выполнения практически любых видов работ.
  • Фанера ФБ – материал, который проходит дополнительную обработку, после которой появляется защитный слой, позволяющий использовать его на улице. Из-за этого стоимость материала может быть выше. Также безвреден для человека и окружающей среды.

Если вы выбираете древесину, то необходимо учитывать характеристики каждого сорта дерева.

Начинающим мастерам рекомендуется использовать берёзу или липу, потому что эти сорта имеют достаточную плотность. Структура дерева плотная, следовательно, на ней будет удобно прорабатывать мелкие детали узора.

Пихта, ель и сосна используются чаще всего, потому что найти их легко, да и стоимость невысокая. Однако стоит учитывать, что эти сорта имеют разную плотность слоёв и ярко выраженную структуру. Это может помешать при создании мелкого рисунка.

Древесина перед работой должна быть высушена, чтобы в дальнейшем она не растрескалась и не искривилась. Поэтому данный пункт подготовки нельзя оставить без внимания. Если вы приобрели недостаточно сухой материал, его нужно высушить самостоятельно. Поставьте доску на торец, чтобы воздух поступал со всех сторон.

Технология и популярные мотивы

Токарные игрушки и резные собираются из отдельных деталей. Гладкие детали будущей скульптуры обрабатываются шкуркой, пока их поверхность не станет бархатистой. Многие игрушки сегодня покрываются лаком, предварительно идут под роспись.

В каком-то смысле можно ожидать, что промысел скоро словит новую волну популярности: пока соотечественники все еще в массе своей наслаждаются сканди-стилем, приходят новые дизайнеры и предлагают заменить скандинавский декор русским.

И богородские снеговики, Дед Мороз для новогоднего украшения дома – прекрасная находка. Так и с остальными скульптурами, способными сделать дом уютнее и краше. Основные мотивы и сюжеты ранних творений резчиков – нарядные куклы (барыни и гусары), конечно же, крестьяне, а также интересные многофигурные композиции, милые резные миниатюры.

Дети очень любят анималистичные композиции, с которыми можно играть, а не только любоваться ими. Все темы резчики берут из жизни. Подмечают и ее красоту, и быт, и будни, и устное народное творчество в сказках и приданиях, и сцены, символизирующие радостные моменты жизни русского человека. Юмор и реализм спокойно сочетаются в этих работах, влюбляя себя благодаря гармоничности и цельности художественного высказывания.

Одни из самых интересных богородских игрушек – те, что двигаются. Кнопка, пружинки, баланс помогают статичной фигурке стать динамичной. Даже знаменитейший скульптор Роден не жалел комплиментов для богородских мастеров, а подаренную ему игрушку бережно хранил. И это справедливо: чтобы создать игрушку в движении, нужно иметь еще и инженерно-конструкторское мышление.

Богородский промысел – часть богатой скарбницы народного искусства. Живет ли он сегодня в архаичных формах или двигается вперед, благодаря новым идеям современных мастеров, главное, что он жив и запрос на прекрасное изобретение предков поддерживается.

Экскурсию по Богородскому музею деревянной игрушки смотрите в видео.

ВЯТСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

      Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.
     Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в её основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объёмная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Инструменты для резьбы по дереву

Приспособления для художественной деревообработки условно можно разделить на следующие категории: основные (ножи, стамески), дополнительные (топоры, рубанки, пилы), вспомогательные (электроинструмент, краскопульт). Современный рынок представляет широкий ассортимент инструментов для резьбы. Можно приобретать их отдельно по мере необходимости, а можно купить набор для резьбы по дереву, где необходимые инструменты профессионально подобраны.

Остановимся на основных видах инструментов подробнее. Для резьбы по дереву выделяют ножи разного назначения и конструкции:

  1. Нож-резак – главный инструмент любого резчика. Длина рукоятки и лезвия может варьироваться, но основной угол режущей части должен составлять 35º.
  2. Нож-косяк применяется в технике прорезной и плоскорельефной резьбы.
  3. Для скульптурной резьбы используют Богородский нож.

Для создания различных выборок применяют стамески, среди которых распространенные:

  1. Полукруглые. Основной тип стамесок, применяемый для любой работы по дереву.
  2. Прямые. Используются для вспомогательной работы.
  3. Клюкарзы. Имеют два загиба по 120º. Необходимы при заготовке круглых изгибов и глубоких впадин рельефа.
  4. Уголковые или рейсмусы. Предназначены для контурного разрезания и создания V-образной канавки.
  5. Косые. С их помощью создают продольные канавки и проводят начальную работу с заготовкой. Лезвие у данных стамесок скошено под углом в 45º.

ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА

      Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Первое упоминание о вятской матрешке: «Матрешки деревянные раскрашенные и выжженные…» – содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 год.
     В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, датируемая началом века. В числе деталей её росписи красная юбка, синяя кофта, зелёная косынка.
     Лицо её было изображено круглым, с маленькими глазками, маленькими губками без улыбки, с небольшим румянцем.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров

У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно

Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Оборудование и инструменты для резьбы по дереву

Каким образом должно быть оборудовано рабочее место резчика по дереву и какие инструменты необходимы для этой работы? В школьной учебной мастерской для этой цели применяют столярный верстак. Он позволяет надёжно закрепить заготовки во время работы. При резьбе по дереву, чтобы исключить порчу стола режущими инструментами, используют подкладные доски.

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис. 38) применяют для выполнения прямых и закруглённых линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали. Режущие кромки резаков должны быть остро заточены и хорошо отполированы.

Рис. 38. Резаки: а, б, в — ножи-резаки; г — нож-косяк

Стамески различают по ширине полотна и профилю.

Прямые стамески (рис. 39, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона и др. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 39, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.

Рис. 39. Стамески для резьбы по дереву: а — прямая; б, в — отлогие; г — полукруглая; д — клюкарза; е — уголок; ж — царазик; з — косая

Клюкарзы (рис. 39, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками-уголками (рис. 39, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески-царазики (рис. 39, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 39, з) применяют в основном для геометрической резьбы.

Если лезвие стамески хорошо заточено и отполировано, то оно легко режет древесину, что позволяет получить на изделии гладкую, качественную поверхность.

Правила безопасной работы

  1. Надёжно закреплять заготовку на верстаке.

  2. Работать стамесками только с прочно насаженными ручками.

  3. Передавать стамеску только ручкой от себя.
  4. Не прилагать больших усилий при резании стамеской.

  5. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Найдите в Интернете или других источниках информации изображения изделий, украшенных резьбой по дереву. Сохраните их, чтобы коллективно оценить возможность изготовления таких изделий.

Проверяем свои знания

  1. Какие виды декоративно-прикладного творчества (ремёсла) распространены в регионе вашего проживания?

  2. Какими видами стамесок вам уже приходилось работать и для чего?

Рентабельность бизнеса изделий из натурального дерева

Изделия из натурального дерева, сделанные мастерами вручную, ценятся с давних времен. Изящные резные шкатулки, необычные рамы для картин и обрамления для зеркал, экологически чистые деревянные игрушки, декоративные наличники и мебель, настольные игры и украшения – ассортимент всего того, что вы сможете сделать из дерева, практически безграничен. 

Впрочем, далеко не все деревянные изделия подходят для изготовления на продажу. Чем больше размеры изделия и чем оно более трудоемкое по технике исполнения, тем дороже будет его стоимость и тем меньше вероятность быстро найти покупателя, если вы не являетесь очень известным мастером, к которому стоит очередь из заказчиков со всего мира. Впрочем, не менее сложно вырезать из дерева совсем миниатюрные работы. Специалисты советуют новичкам выбрать определенный вид изделий небольшого размера и оттачивать свое мастерство в этой сфере. В дальнейшем вы сможете браться и за более крупные заказы.
Перед тем как приступать к организации своего бизнеса, изучите спрос на сувенирную продукцию в вашем регионе. Отлично раскупаются небольшие сувениры из натурального дерева. Оптимальный вариант – если вы живете в городе с большим потоком туристов из других регионов (к примеру, на морском побережье) или из-за границы. 

В этом случае вы сможете изготавливать сувениры на продажу, начиная с магнитов и заканчивая фигурками с различными памятными надписями. Также стабильным спросом пользуется кухонная утварь, бижутерия, полочки и шкатулки, простая и дизайнерская мебель (табуретки, столики, стулья, кресла) и настольные игры (шахматы, шашки, нарды и пр.).

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Производим фигурные рамки и балясины

Продукция багетных мастерских, несмотря на повсеместное их распространение, по-прежнему является высоко востребованной. Ежегодно спрос вырастает на 10%, а в кризисные годы даже выше. В нашем небольшом городе, не самая раскрученная точка имеет ежемесячный доход выше 200 тыс.рублей.

Приобретя токарно-фрезерный станок с ЧПУ (от 200 тыс.рублей) и имея площади под мастерскую можно начинать производство.

Наибольших успехов в багетном деле добиваются именно люди с художественным вкусом, издавна известно, что даже замечательная картина, требует достойного обрамления. Художники кропотливо выбирают раму к своему произведению. Также они работают в тесной связи с мастерами по ручной резке.

Для мастера-резчика самый лакомый клиент – дизайнер или частник, решивший дорого украсить своё жильё: рамы для зеркал, каминные полки ручной работы, резные балясины на крыльцо и т.п.

Элементы промысла

(Деревянная шкатулочка)

Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие.

(Деревянная композиция — цветущий папортник)

В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Рабочее место для резьбы по дереву

Создание изделий из дерева трудоемкий, кропотливый, мусорный и шумный процесс, требующий достаточного места для размещения заготовок, инструментов и готовых полотен. Приведем основные требования к месту работы резчика по дереву:

  1. Помещение. Для работы с деревом желательно оборудовать отдельное сухое, светлое помещение.
  2. Освещение. Место для работы должно быть в меру освещенным. Источник света должен находиться слева и впереди. Солнечный свет исключается.
  3. Рабочий стол. Для работы с мелкими деталями (сувениры, ложки, небольшие скульптуры) можно использовать простой стол. Для работы с крупными деталями, например, в технике домовой резьбы, необходим стол-верстак.
  4. Инструменты и приспособления должны находиться максимально близко от рабочего места и при этом не мешать работе. Желательно закрепить стамески и прочий инструмент в специальных державках. Для токарной работы потребуется станок для резьбы по дереву. При прорезной технике понадобится также электролобзик и выпиловочный станок.

Инструменты и материалы

Для того, чтобы приступить к созданию прорезной резьбы, понадобятся тонкие деревянные доски или фанерные листы

Для создания изображения важно выбрать подходящую породу дерева. Главное требование состоит в том, чтобы оно было качественное и хорошо высушенное

Приобрести его можно в специализированных мебельных магазинах или на лесопилке.

Каждая порода дерева имеет особенности, которые нужно учитывать при выборе:

  1. Сосна известна тем, что она легко поддаётся обработке. Но у неё есть ряд недостатков: смолистость, слишком явная текстура, разная плотность слоёв дерева. Поэтому сосна подходит для работы только в редких случаях.
  2. Осина — мягкий материал. При обработке древесина мнётся, что требует для работы особых навыков.
  3. Липа и берёза имеют подходящие текстуру и плотность. Они хорошо подходят для создания прорезной резьбы.
  4. Слива сочетает твёрдость с податливостью при обработке. Она хорошо подходит для создания как крупных, так и мелких рисунков. С ней мастер может достичь выдающихся успехов, но и для новичка древесина сливы также подойдёт.

Нужно быть уверенным в том что сушка древесины была проведена качественно. Рекомендуется подержать древесину в тепле и в условиях хорошей вентиляции, пока она не высохнет полностью.

Нужно подготовить необходимые инструменты:

  1. Электролобзик с набором пилок.
  2. Дрель с набором различных свёрл.
  3. Наждачная бумага и лак для финальной обработки.
  4. Могут понадобиться специальные ножи для резьбы по дереву и набор стамесок.
  5. Для прорезания отверстий могут использоваться нестандартные технологии. Например, это можно сделать прожигая отверстие нихромовой проволокой.

Нужно подготовить для работы трафареты узоров, сделанных в натуральную величину. Тх можно найти в интернете или сделать самостоятельно.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба имеет много направлении. Одно из них — лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 50).

Рис. 50. Богородская игрушка

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятих народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа № 12

Художественная резьба по дереву

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.

  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.

  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.

  4. Выполните резьбу по дереву.

  5. Проверьте качество готового изделия.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые из-мененуя и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Проверяем свои знания

  1. По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву?

  2. Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой?

  3. Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном?

  4. Какова особенность богородской резьбы?

История промысла

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска)

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

( Василий Петрович Ворносков — мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы )

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

История возникновения

В конце XVI столетия село Богородское стало принадлежать Троице-Сергиеву монастырю, крестьяне села с того времени были монастырскими крепостными. И их заслуга в том, что появилось такое ремесло: в те времени и была заложена богородская резьба по дереву.

Потому называть богородскую игрушку только крестьянским ремеслом, примитивным и сравнявшимся со многими другими, будет неправильно. Даже царские дети играли с такими поделками.

Сергиев Посад считали столицей русской игрушки, в целом же промысел был развит во многих окрестных селах. Но наиболее заметным стало село Богородское, и его название увековечило самобытное ремесло. Кто был первым резчиком, доподлинно неизвестно.

По одним данным это был сам Сергий Радонежский, по другим – обычный житель Сергиева Посада, продавший куклу из липового чурака купцу, что торговал у Лавры. Есть мнение, что куклы начала делать женщина, жительница села Богородское, и вырезала игрушки она исключительно ради потехи для собственных детей.

Так или иначе, игрушки попадали к купцам, а оттуда – на продажу, где их и примечал народ. В середине XIX столетия промысел из города весь переместился в село.

Но на конечный продукт работала вся семья: старшие сыновья готовили сам материал, младшие занимались ошкуриванием фигурок, делали несложные манипуляции. Работали умельцы сидя, располагая на коленях заготовку. Существовала и семейная специализация: более чем 1-2 видами игрушки семья не занималась. Существовали мастера «фигуристы» (вырезали из дерева человечков), «зверисты» и «птичники».

В начале прошлого столетия художественное направление переживало тяжкие времена. Если кратко, дешевизна импортных товаров машинного производства вытеснила с рынка ручную игрушку. И народное искусство могло погибнуть, но спасителями его стали профессионалы. Один из них, Николай Бартрам, заинтересовал кустарей в резьбе в таком же народном стиле, однако, по образцам профессионалов. Игрушка приобрела натуралистичность и значительную детализацию.

Не обошлось в богородском творчестве и без периода политизации: такая идея была распространена в то время, все искусство должно было служить идеалам партии. Мастера старались уйти от навязанных идеалов в сторону сказочных, а после – и исторических тем. В 60-х годах артель стала фабрикой художественных изделий. А потом был большой упадок: недалеко обосновали поселок строителей ГАЭС. Корни промысла, многовековые и славные, отмирали. Сложно было и в 90-е годы, но фабрика, пройдя разделения и переименования, все же выжила и функционирует сегодня. Она находится все там же, в поселке Богородское, недалеко от Сергиева Посада.

ВЯТСКИЙ ВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

      С давних времен Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.
     Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приёмов. Это отличие вятской вышивки от вышивки, создаваемой в других регионах России, объясняется с одной стороны оригинальным географическим положением Вятского края, находящегося на стыке Архангельской, Вологодской и Нижегородской губерний, а с другой стороны его пёстрым национальным составом (на территории края проживали русские, чуваши, удмурты, марийцы, татары, коми).
     Богатейшие традиции поволжской вышивки, широко распространенной в южных уездах, причудливо переплелись с традиционными техническими приёмами и орнаментами северного русского шитья. Преобладающими техниками в юго-восточных уездах Вятской губернии были косая стёжка, счетная гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент – геометрический. На севере был также широко распространен растительный орнамент, основными техниками для которого служили тамбурный и стебельчатый швы, часто сочетаемые с гладью.
     Наиболее характерной и широко используемой считается тамбурная вышивка, имеющая в основе традиционный северный орнамент со сложной композицией и красочным колоритом, на который повлияла многоцветная тамбурная вышивка вятских татар.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево-кудринскую (рис. 48). Основателем кудринской резьбы является российский мастер-резчик В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.

Рис. 48. Образцы абрамцево-кудринской резьбы

Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.

Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном представлена на рисунке 49. Эта резьба характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном. Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 49, а) и подрезают (рис. 49, б) контур. После этого вырезают (выбирают) весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4…5 мм (рис. 49, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.

Рис. 49. Технология выполнения нлоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а — над резка но контуру: 6 — подрезка: в — зачистка вертикального края контура и выборка фона; г — заоваливанпе (закругление) контура

4. Плосковыемчатая резьба

Cкульптурная резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector