Скульптуры из дерева: особенности выполнения, советы профессионалов
Содержание:
- Меры предосторожности при работе
- Выбор материала
- Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
- Варианты фигур для сада из цемента
- Технология геометрической резьбы
- Пошаговая технология
- Скульптурная резьба от древности к современности
- Деревянная скульптура
- Особенности скульптурной резьбы
- Эскиз
- Как эффектно использовать поделки для сада.
- Этапы работы
- Технология резьбы по готовому контуру
- Меры предосторожности при работе
- Рекомендации по проведению работ
- Инструменты
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости
Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой
Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Выбор материала
Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал. В основном при работе используют породы древесины:
- липу;
- осину;
- берёзу;
- сосну;
- дуб или ясень;
- ольху;
- яблоню или грушу;
- клён;
- рябину;
- лиственницу;
- можжевельник.
https://youtube.com/watch?v=RzyHQanX9xg
Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.
Инструмент для работы по дереву, вырезание заготовок
Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента ― хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.
Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, заходите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор. Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы. Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными. А вот какой комплект инструментов должен быть у краснодеревщика, чтобы производить следующие виды работ по дереву:
- резьбу;
- отпиливание;
- колку и обтесывание;
- строгание;
- точение;
- долбление.
Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т
д.
Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло ― разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.
На рисунке представлены: топоры (а ― это плотницкий, б ― столярный, в ― резчицкий); г ― колун; д ― е – тесла (д ― для выборки углубления, е ― используется для создания скульптур). Самые популярные инструменты для резьбы ― стамески. Обычно они состоят из:
- стальных стержней;
- режущих лезвий;
- хвостовика.
Ознакомьтесь с тем, для чего предназначены некоторые виды стамесок:
- Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
- С круглыми лезвиями ― для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
- При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
- Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
- Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
- Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.
Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».
Варианты фигур для сада из цемента
Разнообразие бетонных изделий для украшения участка огромное – это могут быть скульптуры и клумбы, вазоны и подвесные кашпо, различные поделки всех цветов радуги или базового серого/белого цветов, с оригинальным украшением мозаикой. Часто делают подставки для клумб в виде рук, листьев и т.д. Какой вариант выбрать – каждый мастер решает для себя, исходя из личных предпочтений, особенностей ландшафтного дизайна и т.д.
Наиболее популярные варианты для сада:
Разнообразные скульптуры в виде животных и сказочных персонажей – это могут быть ящерица или лиса, котенок или дракончик из цемента, собаки и бегемоты. Все, что душе угодно, главное – определить основные формы и детали, соединить их, а потом раскрасить. Самый простой вариант – божья коровка: достаточно залить в форму полусферу, а потом раскрасить изделие.
- Бетонные шары – выступают украшением любого участка, изготавливаются путем нанесения на круглую основу бетона (просто обмазывают поверхность).
- Раскрашенные пестро или реалистично грибы – очень популярная самоделка за счет простоты исполнения и универсальности: на любом участке грибочки будут смотреться уместно и натурально, как пенек или куст.
- Ладони, руки, кулаки – чаще всего выступают в качестве арт-объектов или подставок под вазоны и клумбы с цветами. Обычно такие элементы делают серыми, черными, белыми, покрывают золотистой краской. Очень удобны в качестве емкостей для выращивания цветника.
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты. Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап. Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап. Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап. Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Оригинал
Пошаговая технология
До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.
- Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
- Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
- Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
- Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
- Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.
После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:
- очистите дерево от коры и ветвей;
- разделите его на части;
- вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
- поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
- Перенесите древесину в проветриваемое помещение.
После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.
Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.
Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.
Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным
Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.
Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.
Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.
После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.
- Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
- Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
- Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.
Скульптурная резьба от древности к современности
Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.
Старинные славянские игрушки
Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.
В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.
И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.
Деревянная скульптура
Деревянная скульптура — это древнейшее искусство, которое многие века радует людей во всём мире. Ещё в древней Руси деревянная скульптура считалась роскошью, которую могли позволить себе только богатые и знатные люди. Русь многие века была страной деревянной — языческие молельни, избы, терема и крепости строились из дерева. В дереве русский человек выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей его природой. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — сеней, клетей, переходов. Замысловатая резьба по дереву была традиционным украшением русских строений из дерева. Древние резчики по дереву создавали деревянные скульптуры языческих богов, духов, идолов, мифических существ. На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву. Мастера, делавшие деревянные скульптуры, ценились на вес золота. Их скульптуры были просто на загляденье, некоторые из работ сохранились и по сей день — выдающиеся образцы деревянной скульптуры, резьбы по дереву и камню, ювелирных изделий, произведений шелкового шитья. Сейчас деревянную скульптуру можно использовать как для дизайна особняков, так и для садов, парков и приусадебный участков. Если поставить такую скульптуру в ваш сад, она значительно выделит его среди остальных садов соседей. Комплект тематических скульптур создаст особенную обстановку и дух вашего зелёного уголка. Садовые скульптуры — это главное украшение любого участка
Они сразу привлекут всеобщее внимание. Ваш сад будет иметь свою особенную тематику, что сделает его одним из самых привлекательных мест в округе
А детский городок, или детская площадка в саду, созданная профессиональным мастером — резчиком по дереву, безоговорочно и надолго привлекут внимание ваших детей и детей ваших гостей. Деревянная скульптура обойдется вам намного дешевле (см. ЦЕНЫ), чем такие же скульптуры из мрамора, или других материалов. А смотреться будет даже лучше! Потому как она сделана из природного материала, который сам по себе гармонирует с окружающей природой. Мы можем представить любую деревянную скульптуру на ваш выбор — как она будет выглядеть, в каких цветах оформлена, какого размера — выбирать только вам! Наши мастера сделают настоящий шедевр, который будет радовать глаз не только вам, но и близким и родным. И вызывать неподдельную зависть у соседей. Ваш сад, или интерьер вашего дома, или офиса станет эксклюзивным и неповторимым. Деревянная садовая скульптура
Смотреть фотографии:
Садовая…
Парковая…
Связанные документы
Резьба на корню Деревянная садовая скульптура Резьба скульптур Скульптура на корню Авторская скульптура Парковая скульптура Резьба деревянных скульптур большого размера Кормушка для птиц
Особенности скульптурной резьбы
Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:
- не требует большого помещения для работы;
- позволяет без проблем находить нужный материал;
- дает возможность покупать его недорого;
- не отнимает у мастера много времени.
К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.
Набор инструментов для скульптурной резьбы
К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.
Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.
Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.
Процесс изготовления скульптуры из дерева
Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.
Эскиз
Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.
Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.
В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.
Как эффектно использовать поделки для сада.
Запланируйте заранее место размещения фигурок в саду. Так вам проще будет определиться с точными размерами и цветом садовой фигурки.
Решите в каком стиле ваш сад. Какими бы ни были красивыми ваши поделки для сада — они должны быть выдержаны в одном стиле.
Не перегружайте свой сад поделками. Несколько простых, но забавных садовых фигурок в выигрышных местах сада произведут большее впечатление, чем непродуманная масса самых замечательных и интересных садовых поделок.
Согласуйте размеры фигурки и сада. Большие открытые пространства требуют фигурок больших размеров. А маленькие садовые фигурки могут быть интересно размещены возле стволов деревьев, около маленького прудика или фонтана, вдоль садовых дорожек.
Этапы работы
Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.
Создание эскиза
Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.
Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.
Черновое изделие
Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.
- необходимо отпилить заготовку по размеру;
- проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.
Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.
Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.
В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой
Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой
Проработка деталей
После получения готовой формы стоит снова взяться за эскиз и карандаш. Теперь на подготовленную заготовку необходимо нанести рисунок со всеми деталями
Для этого этапа важно, чтобы все инструменты были хорошо заточены
Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.
Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.
Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.
Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.
Технология резьбы по готовому контуру
Когда рисунок будет перенесен ан заготовку, начинается самая сложная часть работы, а именно – процесс обработки дерева.
Проделывание стартовых отверстий при сквозной резьбе
- Если наша задача состоит в сквозной резьбе, то для начала необходимо в каждом элементе проделать стартовое отверстие. Делается это с помощью дрели со сверлом, диаметр которого соответствует ширине полотна используемой пилы или лобзика для дерева.
- После этого в отверстие вставляется пила, и часть древесины выпиливается. Затем края отверстия выравниваются либо с помощью ножа, либо с использованием напильников и абразивных материалов.
Плоская и объемная резьба выполняется иначе:
Начинаем работу с прорезания контура
Вначале острым ножом прорезаются контуры будущих углублений.
- Затем краем косяка или резака выполняем центральную прорезку самой глубокой части. После этого начинаем формировать углубления, выбирая древесину между контуром и центральным углублением.
- Мелкие детали и текстуры формируем с использованием стамески. В идеале она должна быть достаточно острой, чтобы срезать материал без применения киянки, но иногда (особенно если приходится резать дуб, бук или клен) без дополнительных усилий не обойтись.
Выборка основных углублений согласно эскизу
- Глубокие пазы удобно выбирать стамесками с изогнутым лезвием – так называемыми клюкарзами. При этом нужно стараться, чтобы режущая кромка не погружалась ниже выбранного уровня.
- После завершения резьбы стоит еще раз пройтись ножом по контурам, восстановив ровные края. Когда этот этап будет завершен, можно переходить к шлифовке поверхностей.
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости
Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой
Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Рекомендации по проведению работ
Если вы начинающий, то вам понадобится изучить все рекомендации, которые предписывает инструкция, которая обязательно должна идти в комплекте
Важно подготовить оборудование и периодически его обслуживать для того, чтобы оно служило как можно дольше
Спиливание деревьев
Чем толще дерево – тем большие меры предосторожности требуются
Зачастую материалом для скульптур и фигур являются деревья, спиленные на участке, да и многие начинающие мастера не знают, как организовать данный процесс.
Рассмотрим, как правильно пилить деревья бензопилой, так как этот вид работ очень опасен:
- В первую очередь необходимо определить, куда будет падать ствол, выбирается свободное пространство без строений и других объектов. Если такового нет, то вам придется расчистить площадку предварительно, ее размер должен быть с запасом, так как при падении дерево может сместиться.
- Обязательно обеспечьте себе пространство, чтобы обеспечить беспрепятственный отход с бензопилой, споткнуться с работающей бензопилой в момент, когда дерево падает – не самый лучший вариант.
- Вначале делается подрез, который располагается по направлению падения ствола. Для этого делается пропил под углом 45 градусов примерно на четверть толщины дерева. Горизонтальным подрезом этот кусок вырезается и удаляется.
- Валочный пропил делается с противоположной от направления падения стороны, для четкого контроля дерево не допиливается на 10% толщины, когда ствол начинает крениться, быстро извлекается бензопила и глушится двигатель.
Так выглядит схема валки дерева
Сваленное дерево очищается от веток и коры, для этого используется как стандартная шина, так и насадка на бензопилу чтобы шкурить дерево.
Вырезание скульптур
Грибы – отличное решение для начинающих мастеров
Для первого раза нужно подобрать простую конструкцию: грибок, куб или что-то подобное, работа организовывается следующим образом:
Берется заготовка нужного размера и ставится на площадку, которая обеспечит вам свободный доступ к элементу со всех сторон.
Для работы лучше всего подходят бензопилы с небольшими шинами, на которых должны быть установлены высокопроизводительные цепи
Работать легким инструментом гораздо удобнее и проще, да и безопасность работы будет намного выше.
Вначале придаются общие очертания изделия, этот этап не требует особой точности, но важно не снять лишний материал, поэтому не следует слишком сильно увлекаться. Лучше всего иметь под рукой образец изделия или его рисунок, чтобы вы точно представляли пропорции готового варианта.
Далее фигурке придаются точные очертания, при этом вам придется освоить такой вид работы, как резка торцом шины, это делается аккуратно и требует хорошей натяжки цепи, иначе при работе она будет очень сильно вибрировать
(См. также статью Деревянные панно: особенности.)
Работа требует аккуратности и точности, поэтому тяжелая бензопила не подойдет
Готовую фигурку можно зашкурить наждачкой и покрыть защитным составом, чтобы древесина не подвергалась губительному воздействию влаги.
Инструменты
Скульптурная резьба по дереву невозможна без специальных инструментов. К ним предъявляются повышенные требования качества, поскольку от этого напрямую зависит процесс обработки древесины и результат. Вот список обязательных инструментов, без которых невозможно выполнить скульптурную резьбу.
- Нож-косяк позволяет создавать небольшие углубления. Его лезвие скошено на 35-60 градусов, что объясняет такое странное название.
- Нож-резак облегчает обработку закругленных элементов.
- Набор стамесок, которые отличаются по форме. Вся основная работа выполняется круглыми стамесками. Инструмент прямой формы используется в качестве дополнительного. Все другие варианты стамесок используются редко, но они все равно должны находиться под рукой.
- Богородский нож позволяет выполнять скульптурную резьбу и является одним из основных инструментов.
- Топор необходим для грубой обработки заготовки, которая осуществляется на первых этапах работы с древесиной. При помощи топора можно легко снять кору и придать заготовке грубую, начальную форму.
В магазинах нередко встречаются готовые наборы, в которые уже включены все необходимые инструменты. При покупке набора или отдельного инструмента нужно помнить о качестве, которое должно быть максимально высоким.