От первобытного общества до века инноваций

Матрешка

Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все. Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше. Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка.

Может показаться, что матрешке уже много столетий – ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка.

Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде.

Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным узорам она стала новинкой, которую до сих пор ассоциируют с Россией. Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские, Вятские – разновидностей матрешек немало, и каждая по-своему интересна.

Больше информации о матрешке читайте здесь: Хохломская игрушка: история появления, достоинства расписных игрушек, мастер-класс по росписи матрешки

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Финифть

Так называется русская ювелирная техника, позаимствованная у византийских традиций. Первоначально вставки финифти писались сугубо для церковной утвари и икон. Но потом к списку изготавливаемых изделий добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

Традиционными жанрами финифти стали цветочный орнамент и пейзаж. Первый украшал ювелирные изделия, второй – шкатулки и панно. Технология создания финифти напоминает роспись фарфора, на тонкой выпуклой металлической пластине огнеупорными эмалевыми красками рисуется изображение. Финифть наносится в три слоя и это очень сложный, действительно тонкий процесс.

Мастерская ремесленника

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

Ремесла Древнего мира


Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.

Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

литература

  • Юрген Диспан: Региональные структуры и перспективы трудоустройства в ремесле. Региональный анализ, тенденции развития, вызовы, области действия региональной политики, подходы к реализации в Штутгартском регионе . Институт IMU, Штутгарт 2003, ISBN 3-934859-05-4 (серия публикаций Verband Region Stuttgart, выпуск 20).
  • Райнер С. Элькар в сотрудничестве с Катрин Келлер и Хельмутом Шнайдером : Ремесла — от истоков до наших дней. Тайсс Верлаг, Дармштадт, 2014. 224 страницы. ISBN 978-3-8062-2783-3 .
  • Вольфганг Херцог: WissensQuick: будущее обучение ремеслу. Почему у ученичества в торговле самые лучшие перспективы на будущее. Обращение опытного мастера. Издание Ауманн, Кобург 2011. 87 страниц. ISBN 978-3-942230-75-9 .
  • Питер Джон: Ремесла в области противоречия между гильдейским порядком и свободой торговли — развитие и политика самоуправляющихся организаций немецких ремесленников до 1933 года. Bund-Verlag Cologne 1987.
  • Арнд Клюге: Гильдии . Штайнер, Штутгарт 2007, ISBN 978-3-515-09093-3 .
  • Томас Шиндлер, Карстен Собик, Соня Виндмюллер (ред.): Ремесло. Антропологические, исторические, фольклорные (= гессенские статьи для фольклорных и культурных исследований NF 51). Йонас, Марбург, 2017. ISBN 978-3-89445-543-9
  • Кнут Шульц : Ремесла, гильдии и промыслы. Средневековье и Возрождение . Общество научной книги, Дармштадт 2010, ISBN 978-3-534-20590-5 .
  • Ричард Сеннет : Handwerk Berlin-Verlag, Berlin 2008 ISBN 3-8270-0033-5

    Обзор: Томас Мачо в Новой Зеландии, 24 января 2008 г.

    (социологический, см., Например, цитаты)

  • Йендрик Шольц: Кризис корпоративистского устройства и подходы к возрождению профсоюзов в ремеслах , в: Шмальц, Стефан; Дёрре, Клаус (ред.): Возвращение профсоюзов? Новые энергетические ресурсы, инновационные практики, международные перспективы, Франкфурт-на-Майне, 2013 г., стр. 199–212, Campus-Verlag, ISBN 978-3-593-39891-4
  • Йендрик Шольц: Региональная структурная политика на примере Трира и Люксембурга — разработка методов, инструментов, справочных процессов и политических рекомендаций для действий по содействию передаче технологий и инноваций в ремесленном секторе , в: Verwaltung & Management — Zeitschrift für Allgemeine Verwaltung , Том 15, Выпуск 3/2009, стр. 163-167

Поделки своими руками для дома: есть ли смысл?

Перед тем как заняться украшением собственного дома многие задаются вопросом: а есть ли смысл украсить его предметами, сделанными своими руками или легче отправиться в магазин и приобрести все необходимые вещи? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, если у домочадцев имеется достаточное количество свободного времени, которое они готовы потратить на хэнд мэйд, тогда, несомненно, смысл есть. Ведь это позволит не только украсить свой дом, но и создать в нем особую атмосферу, а возможно, и реализовать в каких-либо вещах особый функционал. Кстати, большую популярность набирает такое течение рукоделия, как украшение и возвращение к жизни старых вещей, потерявших свою внешнюю привлекательность. Подобные элементы домашнего декора позволят не только исключить расставание с любимыми вещами, вышедшими из строя, но и внести индивидуальность в свой дом, сэкономив при этом определенную сумму денежных средств.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т.д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Работа кузнеца

В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)

В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.

Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.

Роль цехов в жизни города

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

Продажа товаров ремесленником

Ремесленники могут реализовывать изготовленные ими товары: подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»

  • на торговых местах на рынках, ярмарках или в других установленных исполкомами местах;
  • в помещениях, используемых для изготовления ремесленных товаров;
  • путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
  • путем доставки по указанному покупателем адресу любым видом транспорта;
  • по договорам с организациями и ИП (например, по договорам комиссии или купли-продажи).

Ремесленники имеют право рекламировать свои товары, работы и услуги в интернете. подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»

В связи с тем, что ремесленники бланки строгой отчетности не используют, передача товара по договору от ремесленника к ИП или организации осуществляется без товарной (товарно-транспортной) накладной. пункт 1 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196. При купле-продаже товары от ремесленника к ИП могут передаваться по акту закупки. пункт 6 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально), утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 Организации в этом случае оформляют первичный учетный документ по ими же утвержденной форме. часть 2 пункта 4 статьи 10 Закона от 12.07.2013 «О бухгалтерском учете и отчетности»

На ремесленников и на изготовленные ими товары распространяется законодательство о защите прав потребителей (хотя и с некоторыми ограничениями).

Помимо прочего ремесленник по отношению к своим товарам является изготовителем. абзац 6 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» В свою очередь изготовитель обязан устанавливать для определенных товаров срок службы Срок службы — календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (результата работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине(абзац 19 статьи 1 Закона от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»). В некоторых случаях к таким товарам могут относится и те, которые изготавливают ремесленники (например, игрушки, принадлежности для домашнего содержания птиц и животных). В этом случае договоре на реализацию таких товаров, ремесленнику целесообразно указать срок их службы.

Товары, изготавливаемые ремесленниками не подлежат обязательному подтверждению соответствия. Поэтому при реализации товаров ремесленник не обязан предоставлять сертификаты или декларации соответствия его товаров требованиям технических нормативных правовых актов. В то же время ремесленники должны обеспечивать безопасность своих товаров, работ и услуг. − подпункт 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»– абзацы 9 и 11 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»

Современное ремесло за рубежом

К сожалению, как и в России, ремесленное дело в большинстве зарубежных стран пришло в упадок. В развитых европейских странах вообще очень сложно найти частную компанию, которая занималась бы ручным производством. В основном ремесленные мастерские можно встретить в странах 3-го мира, где туризм — основной источник дохода. Для приезжих они изготавливают различные предметы быта, сувениры на память и тому подобное.

Однако хотелось бы отметить, что в последние годы среди богатейших людей стало модным заполучить эксклюзивную вещь. Часто их делают на заказ и в единственном экземпляре. Фактически почти забытое понятие обрело новый смысл. Поэтому на вопрос о том, что такое ремесло, определение можно дать и такое: изготовление вещей и предметов быта под заказ. Среди основных профессий новых «ремесленников» можно отметить кутюрье, сапожников, портных, автослесарей, плотников и тому подобное.

Гжель

Гжелью называется и художественный промысел, и место, где он родился. Да, в общем-то, это целый гончарный край. Он объединил 27 деревень под названием «Гжельский куст». Сначала местные мастерили керамику, а когда им посчастливилось раскопать белую глину, они стали заниматься фарфором.

Кстати, изначально «сине-белая нежность» была разноцветной. А мода на кобальт в Россию пришла только в 19 веке. Благодаря сине-белым голландским изразцам и китайскому фарфору на Руси появилась своя вариация этих направлений.

Гжельский узор наносится черным кобальтом, а синь она обретает уже после обжига. Интересно, что каждый гжельский мастер знает около 20 оттенков синего. Самый известный узор гжели – роза (агашка). Использовать сине-белые мотивы сегодня не забывают многие: художники, создатели рекламы, модельеры и т.д.

Подробнее про Гжель читайте в нашей статье: Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы

Современный мир

Индустриализация, как видно это из истории, имела все возможности беспощадно стереть ремесла с лица земли. Но они не просто выжили (хотя и далеко не все), но многие даже заняли серьезные позиции в национальном хозяйстве. Возможно, кому-то и набили оскомину восхваления русских традиционных ремесел, но, наверняка, это люди, мало сведущие в возможностях национальных направлений.

Простые примеры: Гжельская фабрика вступает в коллаборации с преуспевающими дизайнерами, и ее продукция появляется в интерьерных обзорах самых популярных блогов о моде и стиле. Или салфетки с крестецкой строчкой (традиционным Новгородским промыслом) используются в дорогой и востребованной рекламе, а статьи о возрождении фабрики печатают в Forbes.

Аналитики пишут, что мир «наелся» продуктов глобализации, осознал ущербность сверхпотребления, и готов отчасти вернуться в постиндустриальный мир.

Коротко о состоянии современных ремесел:

  • за рубежом хозструктуры образуют ремесленный экономический сектор (в Германии, например, ремесленные предприятия создают до четверти ВВП государства);
  • аналитики прочат в самые ближайшие десятилетия ренессанс ремесленничества;
  • ярмарки ремесленников проводятся все чаще и приобретают большие объемы;
  • традиционные производства расширяют свой ассортимент – например, на Жостовской фабрике производят елочные игрушки;
  • ремесленные традиции вливаются в центральные модные запросы – так, к примеру, Торжокские золотошвеи делают уникальные диванные подушки, клатчи, блузки, вещи, подходящие и к современному интерьеру, и к современному луку.

Начиная с первобытно-общинного строя и достигнув эпохи инноваций и «эры Илона Маска», человек, так или иначе, создавал, хранил, совершенствовал ручное производство. Сегодня его не принято противопоставлять машинному по оборотам и доле на рынке. Но зачастую его можно сравнивать с машинным по качеству сырья и исполнению.

Отвечая на вопрос, что же такое ремесло сегодня, можно говорить о нем и как о способе познания мира. И как о способе узнать, как видели мир наши предки. Определения женского и мужского ремесла сегодня все больше стираются, а вот семейные ремесленные мастерские открываются чаще.

Не обязательно повторять то, что было создано на Руси – но можно переосмысливать задумки и наработки народа, находить для них новое звучание и дарить людям уникализированный, качественный продукт. Возможно, это одна из лучших прививок против перекосов глобализма и для сохранения национальной идентичности.

Смысл по словарю и не только

Если заглянут в толковый словарь, то в нем найдется значение слова «ремесло». Каждый из них дает свое определение. Однако смысл по сути один и тот же.

Ремесло — это мелкое ручное производство с применением ручных орудий труда, позволяющих создавать необходимые в быту предметы. Само слово происходит от латинского «ремес» — плотник. Изначально изделия создавались для собственных нужд. Затем с развитием уровня мастерства излишки стали продаваться. Так появилось ремесло на рынок и на заказ.

На Руси (да и по сей день) под ремеслом часто понимали народные промыслы. Однако в первоначальном значении это не совсем верно. Слово «промысел» происходит от старорусского «промышлять» («думать»). Оно имеет более широкий смысл. Так, до появления промышленности существовали соляной и золотой промысел. Очевидно, что золотодобытчиков нельзя назвать ремесленниками.

Городецкая роспись

И снова Нижегородская область дала стране такой замечательный промысел. Несколько поселений возле Городца увлекла особенная роспись, которая просто не могла не появиться здесь. Лесной край, щедро дающий людям свои богатства, стал причиной появления здесь мастеров, искусно делающих предметы быта, посуду, кухонную утварь.

В чем особенности промысла? Черный, красный или желтый рабочий фон, красили мастера древесину без грунтовки. Сначала краски использовали яичные, сегодня работают преимущественно масляными составами. Городецкой росписи присуща точность линий, подсмотренная, кстати, у резчиков. Рисунок наносили крупными мазками, без эскиза.

Изображали на деревянных изделиях домашние застолья, простую крестьянскую жизнь (но и сцены из купеческой жизни тоже придумывали). Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны.

Больше информации об этом виде росписи: История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.

Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector