Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Содержание:
Цвета в росписи
Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.
Для фона
Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.
Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»
Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.
Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.
Для основного изображения
Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.
Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.
Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.
Жостовский поднос
Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.
История
Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.
Жостовская фабрика декоративной росписи
Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.
Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки
С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную
Каждый поднос является произведением конкретного автора.
Мотивы и узоры
Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.
Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.
Особенность исполнения
Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.
Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.
А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!
Познавательное видео о жостовских узорах.
Этапы создания
Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.
Роспись имеет многослойную структуру:
- замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
- тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
- чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
- привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.
Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.
Современное развитие
Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.
В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.
Особенности и техника изготовления жостовских подносов
Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.
Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.
Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.
Излюбленный сюжет — русская тройка.
Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.
Этапы росписи:
- замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
- тенежка — нанесение теней;
- прокладка — определение формы цветов и листьев;
- бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
- чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
- привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
- уборка — нанесение узора на борта подноса.
Этапы нанесения рисунка.
Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.
Каждое изделие — уникально.
Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.
Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.
История ремесла
Еще в середине 18 века на Урале местные умельцы начали делать металлические подносы. Через много десятков лет направление начало развиваться и в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, откупившиеся на волю крестьяне. Именно их стараниями жостовский промысел стал развиваться, крепнуть и, как выяснится далее, становится одним из главных символов русского народного творчества.
Возникновение
Промысел начал развиваться в Троицкой волости (сегодня – Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении ярко проявили себя деревни Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825-ом, сначала там изготавливали изделия из папье-маше, но довольно быстро переключились и на металлическую продукцию. Здесь, в мастерской, родилось самобытное искусство декоративной живописи.
И хоть часто скептики ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что металлическими подносами занимались уральцы, а узоры тоже имеют заимствование (лукутинская миниатюра, набивные ивановские ситцы), история промысла жостовских подносов говорит о получении принципиально нового продукта творчества.
Да, жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила и Петербурга, но они не просто заимствовали стиль и приемы коллег, а создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Жостовская роспись в XX веке
В 1922 году в Новосельцево, которое находится в Мытищинском районе, возникла «Новосельцевская трудовая артель». Она продолжила дело промысла – выпускала лакированные металлические подносы. Через 2 года в Жостово возникли две артели – «Спецкустарь» и «Жостовская трудовая». А еще через год здесь появилась и артель «Лакировщик», и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели слились в одно предприятие, которое трудилось над созданием расписных подносов.
Мастерицы жостовской росписи. 20-е гг. прошлого века.
Сказать, что приход советской власти не повлиял на развитие ремесла, будет неправдой. Новые реалии требовали новой же эстетики. Профессиональные художники должны быть совместить народные орнаменты и соцреализм, натурализм. Но жостовские подносы история все же пощадила – мастера отстояли каноничный, традиционный промысел, чем не дали ему пропасть.
Новый виток развития направления пришелся на 60-е годы прошлого века. Интерес к народному творчеству возрос, и образцы промыслов стали попадать на крупные специализированные выставки. У русского самобытного искусства появилось много заграничных поклонников. С 1960 год ведет отчет история Жостовской фабрики декоративной живописи. В 70-е годы (спустя сто лет после того, как сформировался стиль промысла), его ожидал новый расцвет.
Мастера тех лет стали уделять много внимания росписи по потали, металлическим порошкам, а также перламутровой инкрустации. Изменилась и композиция букета. Фабрика получила множество почетных наград, и не собиралась сбавлять обороты. Но наступили 90-е, а с ними и банкротство предприятия. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и не стало перепрофилировать производство. Благодаря этому предприятие существует и сегодня. Предлагаем вам посетить интересную видео-экскурсию, посвященную развитию жостовской росписи.
Развитие в наши дни
Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени: у нее широкий ассортимент продукции, который предполагает не только подносы. В каталоге товаров и посуда, и предметы для декоративного оформления интерьера, и подарочные наборы, а также блокноты, фоторамки, уличные фонарики, свечи… Производит предприятие и корпоративные подарки, очень высокого качества и роскошного вида. Ко всем товарам прилагается сертификат.
Не обошли стороной жостовские мотивы и современных дизайнеров, которые готовы их изображать даже на стенах
Новое слово в работе фабрики – мастер-классы и экскурсии. Их особенности в том, что экскурсант может быть и наблюдателем, и прямым участником творческого процесса. Инициировала фабрика и открытие школы-студии Жостово. Мастер-классы, курсы и занятия позволяют всем желающим постигнуть секреты мастерства предков, научиться уникальному живописному направлению.
Также рекомендуем почитать: Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров
Поднос в новой роли
Жостовский промысел, как мы уже вспоминали, знаменит своими подносами. Кстати, в эксклюзивной коллекции представлены не только круглые подносы, но и другие ставшие традиционными для жостовских подносов формы. Прямоугольные, треугольные, узкие и широкие, овальные и с краями в виде лепестков цветов. Разнообразие цветочных вариаций и тематических сюжетов и вовсе не поддается описанию. Кроме того, вы можете стать обладателем уникального подноса, сделанного мастерами на заказ.
При желании жостовский поднос легко превратить в интересную и весьма функциональную деталь современного интерьера. Положите поднос в центр обеденного стола, разместите на нем чайник с сахарницей и вазочкой с печеньями и конфетами. Этот простой штрих добавит семейным чаепитиям душевной атмосферы. А вот другой вариант. Поставьте на поднос несколько широких свечей, а вокруг положите свежие яблоки, апельсины и гранаты — получится уютная композиция в зимнем стиле, которая украсит гостиную.
Прямоугольный поднос превратите в оригинальное место для хранения разных предметов. На нем можно сложить журналы, органайзер с канцелярскими принадлежностями, очки для чтения, бумагу для заметок, ежедневник или блокнот с ручкой. Тогда на вашем рабочем месте всегда будет образцовый порядок. Вариаций существует множество — нужно лишь дать волю фантазии.
История жостовской росписи насчитывает два столетия. Сохраняя традиции прошлого, она находит продолжение в настоящем, в том числе в современном интерьере. Если вы прониклись очарованием старины, в коллекции бренда «Русская палитра» вы найдете множество предметов в фирменном жостовском стиле, начиная со знаменитых подносов и заканчивая наборами посуды и настоящими самоварами. Все это — уникальные творения, созданные руками умелых мастеров. Любая из этих искусных вещей станет достойным украшением вашего дома и наполнит его неповторимым русским колоритом.
Мотивы Жостова
Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.
Основными мотивами жостовской росписи являются:
- Букеты из садовых и луговых цветов.
- Растительные мотивы.
- Цветочные орнаменты.
- Вазоны.
- Гирлянды.
- Сценки народных гуляний.
- Пейзажи.
- Натюрморты.
- Сценки народного быта.
- Сценки народных свадеб.
- Сценки с чаепитием.
Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.
Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.
Жостовские изделия
Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.
Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.
Продукция фабрики это и:
- зеркала с расписными рамами;
- уличные фонарики;
- свечи;
- кашпо;
- картины;
- лейки;
- табуреты.
Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.
В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.
История жостовской росписи
Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.
Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.
В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.
На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.
После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.
Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.
После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.
Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.
Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.
Букетные композиции. Принципы составления
Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.
Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.
Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».
По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».
Роспись подноса
Классическое изделие – это черный фон, но сегодня к каноническим мотивам и цветовому решению относятся не так строго. Потому подносы на красном и зеленом основаниях, на серебристом или синем фоне встречаются не так и редко. Главное – узнаваемый почерк в изображении цветов, которые являются главным мотивом промысла. Обычно это простые полевые или садовые цветы, нарядные, гармоничные. Стоит отметить, что и цветочные мотивы жостовцы переняли у уральских мастеров.
В центре композиции всегда крупные растения, и художник старается нарисовать его так, чтобы цветок словно вырастал из центра подноса. Ближе к краям располагаются соцветия помельче. Обычно рисуют художники цветы в букетах, но порой на подносе они предстают в венках, или даже рисуют сложные цветочные орнаменты.
Основные цвета подносов из Жостова:
- черный;
- пшеничный или слоновая кость;
- бургундский;
- голубой;
- красный;
- лазурный;
- золотой;
- коричневый;
- янтарный;
- желтый.
Этапы прорисовки жестовских цветов
Создание рисунка требует последовательности:
- Художник берет цвет, который избрал для изображения элемента, и слабым его оттенком он прорисовывает эскизы каждого компонента изображения. Мастер пользуется свободным кистевым мазком, предварительное нанесение рисунка карандашом не требуется. Этап называется замалевкой.
- Далее мастеру предстоит рисовать полупрозрачные тени – на этом этапе на работе появляются соцветия и листья. Делает это специалист лессировочными красками. Этот этап называют тенежкой.
- Окончательным оттенком цветам придается форма. Это следует прокладка – плотное, корпусное письмо, при котором мастер использует яркие краски.
- После того, как последние нанесенные штрихи подсохли, художник делает блики на изображении. Именно они создадут объемность рисунка. Этап называется бликовкой.
- С помощью тонкой кисти художник работает над детализацией, чтобы изображение приобрело законченный вид – это чертежка.
- Практически завершает работу привязка, тонкие усики и травка, которая объединяет все элементы в одну завершенную, гармоничную цветочную композицию.
- Настало время наносить орнамент на края подноса. Это либо мелкие цветы, либо геометрические фигуры. Процедура носит отделочный характер, но этот тот самый необходимый финальный штрих.
Далее изделие нужно покрыть несколькими слоями лака (сегодня активно используется акриловый лак). Промежуточная просушка каждого слоя обязательна. Глянцевый либо полуглянцевый лак смотрится на подносе более выгодно, удачно подчеркивая колорит картинки.
Мастера добиваются реалистичности при изображении рисунка
Основное отличие жостовских цветов – они будто оживают на темном фоне. Без применения 3D-технологий русские художники научились «оживлять» изображения, словно приподнимая его над поверхностью. Работали умельцы масляными красками, причем, трудились сразу над несколькими изделиями (если орнамент на них одинаков).
Интересны и работы, на которых появляются не только цветы, но и плоды, а также животные. Такие изделия словно просятся на стол: каждый элемент изображения щедро полит солнечными лучами, окутан прозрачностью свежего воздуха, поет цветом и своей зрелостью. А еще появляются на подносах пташки, не менее живописные. Даже если это обычные синички, на росписи жостовского подноса они будут очень яркими, немного сказочными.
Как рождается жостовский поднос увлекательно показано в данном видео.
Как отличить подделку
Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:
- Штамп с обратной стороны утвари — на настоящем жостовском подносе стоит логотип мастерской, выпустившей его.
- Мастера своего дела никогда не оставят острыми края жестяной посуды, они в обязательном порядке завальцованные. Обработанный край нужен не только для аккуратного завершенного вида, но и для упрочнения подноса, закатанная каемка играет роль ребра жесткости. Если края обработаны, но с погрешностями, это тоже указывает на подделку.
- Подлинный образец жостовского искусства увесист и имеет достаточную толщину, чтобы удержать на себе полный самовар или несколько яств за раз. Отличить подделку можно так: поставить что-то тяжелое на поднос, если он прогнется, можно отказываться от покупки. Вес подлинника состоит из металла точно подобранной толщины, нескольких слоев краски, грунтовки, эмали и лака. Невыдержанная технология станет причиной того, что изделие прогнется, сломается, а нанесенное изображение сотрется.
- Зеркальность поверхности — перед нанесением росписи, поднос несколько раз подвергается грунтовке, каждый из слоев которой шлифуется. Лак на поверхность также накладывается не меньше чем в два слоя, оба тщательно полируются. В жостовском подносе все отражается, как в зеркале. Если этого не происходит, была не соблюдена технология лакирования. Это чревато тем, что через небольшое время краски потускнеют или даже сотрутся. Также использование некачественных красок опасно для здоровья, если поднос планируется использовать в бытовых целях. Все лаки мастеров Жостово безопасны для соседства с пищей.
- Техника исполнения — жостовские умельцы расписывают подносы не одно поколение, так же, как и куют их. Поэтому на изображении подлинника нет кривых линий и нечеткой прорисовки, неидеальной формы посуды или грубых краев.
- Наличие подписи автора.
Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.
История возникновения
В 1825 году деревенские умельцы Вишняковы, крепостные графа Шереметьева, узнали на мануфактуре, где трудились, технологию лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше. Так в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, которые производили расписную продукцию из папье-маше, покрытую лаком. Есть и другая версия: сын хозяина столичной фабрики миниатюрист Вишняков зародил именитый промысел.
Путаница, возникшая из-за фамилий, не позволяет точно сказать, кто стал прародителем знаменитых жостовских подносов. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «назреванием творчества». Так вот, в той самой Троицкой волости, в нескольких ее поселениях создавалась обстановка, которая породила уникальное творческое направление
И уже не так важно, кто был первым: откупившиеся на волю братья Вишняковы или миниатюрист с той же фамилией
Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они писали по воображению, импровизационно. Но за этой импровизацией стояли четкое понимание правил и отточенная техника. Справедливости ради нужно сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских художников. Тагильский промысел на столетие старше жостовского и ему свойственна та же отделка металлических подносов.
В XX столетии в Новосельцево, одном из сел Мытищинского района, сформировалась Новосельцевская трудовая артель. Предприятие производило металлические подносы с лаковым покрытием. Через два года в Жостово образовались еще две ветки – «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь», а вслед за ними и «Лакировщик», «Свой труд» (только в Троицке). В 1928 г. все они объединились в единую систему.
Географическое расположение села было на руку художникам: они могли, не пользуясь услугами посредников, продавать товар в Москве. Там же удобно было закупать сырье для работы. В то же время первые советские годы не были легкими для жостовских мастеров: пришла пора соцреализма и натурализма в искусстве, традиционный промысел становился неуместным. Но художникам удалось сохранить направление, интерес к которому вновь появился во времена хрущевской «оттепели». Российские творения попали на международные выставки, и заграничный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.