Конспект нод по рисованию с использованием нетрадиционной техники «дымковская лошадка» в средней группе

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я принесла вам на занятие волшебную шкатулку. А что в ней вы должны угадать.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок. У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок. Шелковиста её грива, Весела она, игрива. У неё так шёрстка гладка, Это к нам бежит …

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А как вы думаете, из чего сделана эта игрушка? (из глины)

Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось, бы узор, Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкатулке игрушки, да не простые.  Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымковские игрушки. Откуда же такое удивительное название? Эти игрушки родились в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Рассматривание дымковских игрушек.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша, Эта девица-душа, Щечки алые горят, Удивительный наряд. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся.   На подставках, что есть сил. И за хвост не удержатся, Если гриву упустил.

Воспитатель: Мастер брал кусок глины и лепил из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной.

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке — и она становилась белой. А затем начинали ее украшать. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Игрушки делались к празднику, поэтому они такие яркие и нарядные.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.  Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: барыни, няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздается детям. Широкой трубочкой печатают большие круги, ватной палочкой – маленькие кружки. Дети начинают с удовольствием «расписывать».  В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают.  Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.

Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Лошадка»

А теперь мы причешем нашей лошадке гриву, причешем хвостик и поедем кататься…

Едем,едем на лошадке: «Но, но, но!»

Рады,рады все ребятки: «Но, но, но!»

Рады,рады прокатиться: «Но, но, но!»

Звонко цокают копытца: «Но, но, но!»

История происхождения дымковской игрушки

Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.

При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.

В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.

Особенности игрушек от мастеров

Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.

Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.

Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Лепим барыню в дымковской технике

Мастера из села Дымково с древности изготавливали фигурки женщин. Есть среди них и настоящие барыни в кокошниках, и простые крестьянки с детьми на руках или ведрами на коромыслах. Несмотря на многообразие вариантов декора, все женские фигурки имеют достаточно простую форму, благодаря которой сразу можно понять, что перед вами дымковская игрушка. Как сделать из пластилина барыню? Для пышной юбки понадобится каркас — удобно взять обрезанное горлышко от пластиковой бутылки. Облепите его тонким слоем пластилина, сохраняя форму. Затем на основе пробки от бутылки сформируйте туловище, прикрепите к нему шарик-голову. Далее можно дать волю своей фантазии — вылепите руки, волосы и головной убор. Можно добавить какой-то еще декор, дать барышне что-то в руки. Готовую фигурку покройте грунтом и раскрасьте.

Если тема вашего сегодняшнего творческого занятия — дымковская игрушка из пластилина, фото готовой фигурки или даже она сама в качестве образца всегда должна быть перед глазами

Особенно важно иметь образец детям, не забывайте о том, что у малышей не такой уж и большой жизненный опыт. Если вы хотите украсить готовую игрушку сложными орнаментами, обязательно попробуйте выполнить их на бумаге. На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета

Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично

На самом деле комбинируя кружочки и полосы можно добиться разнообразных и интересных эффектов, главное — правильно подобрать цвета. Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый — все это цвета, в которые традиционно окрашивается дымковская игрушка. Как сделать из пластилина такую фигурку в домашних условиях, вы уже знаете. При желании в процессе росписи также можно использовать оранжевую или розовую краску, а отдельные элементы выделить позолотой. Не забудьте о том, что лицо тщательно прорисовывать не нужно, достаточно наметить его схематично.

Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

История создания

Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.

В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

Фигуры всадника и «прогуливающегося кавалера» с закругленными пластичными формами, коренастыми пропорциями, кукольной важностью и солидностью принадлежат к числу самобытных в ассортименте Кировской игрушки. Сюжет характерен для всех центров всенародной глиняной композиции 19 века, а вот «гуляющий кавалер и дама» — дело рук и вымысла только Кировских мастеров.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.

Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.

(Воспитатель читает стих и показывает презентацию.)

«Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым из труб идёт столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Казалось бы, простой узор,

Не отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней Дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Показ презентации.

Ребята, понравились вам дымковские игрушки? Я предлагаю вам немножко поиграть. Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движения.

Игра «Изобрази игрушку»

«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).

«Конь!»(дети скачут, как лошадка).

«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).

Повернитесь, покружитесь,

Низко-низко поклонитесь!

Ребята, давайте рассмотрим с вами игрушки, которые нам прислали народные умельцы из села Дымково.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил. (Народное творчество)

Ой, ребята, а почему это они такие не яркие и совсем не украшены.

Давайте исправим это и распишем их дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки.

(Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковского коня)

Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского коня

Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)

А какими красками расписаны игрушки? (Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)

Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).

Показ приёмов рисования элементов росписи коня:

Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; Маленьких – тычком и ватными палочками;

Чёрточек – обратной стороной кисти.

Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров.Осталось только сказать волшебные слова:

Вправо- влево повернись

И в умельцев превратись!

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вы за дело.

Мастерами все мы стали,

Кисти, краски в руки взяли.

Засверкали ярко краски,

Оживает всё как в сказке.

Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.

Подведение итогов.

Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые кони у вас получились.

Мы о дымковской игрушке,

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Ход занятия:

Воспитатель:

— Сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку. Сейчас мы узнаем кому эта посылка и от кого.

Интересно, что там? Давайте посмотрим.

«ДЛЯ РЕБЯТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ОТ ДЫМКОВСКИХ МАСТЕРОВ».

(Воспитатель читает стихотворение)

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.

Дым из труб идёт столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали.

И село большое, Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки,

Вечера зимой длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

Физкультминутка:

Кони гуляют гурьбой на лугу. Дети шагают на месте,

Я всех коней перечислить могу: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой, Дети шагают на месте,

Их посчитаем еще раз с тобой:: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег,, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

-Здесь письмо для вас и какая-то загадка:

Я копытами стучу, стучу.

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

-Кто это? Правильно, это лошадка.

Воспитатель:

Ребята, а как называется эта игрушка?

Понравилась вам дымковская игрушка? Давайте мы её рассмотрим!

Воспитатель:

Ребята, а из чего сделаны дымковские игрушки?

Народные умельцы-мастера лепили игрушки из глины, потом обжигали в печи, покрывали молоком с мелом. А народные художницы расписывали эти игрушки.

Какими красками расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный)

Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

Какие узоры в их росписи вы увидели? (колечки, кружочки, точки, полоски)

— А вы умеете рисовать прямые линии сверху – вниз? (прорисовываем в воздухе)

— Слева – направо? (прорисовываем в воздухе)

— Точки? (прорисовываем в воздухе)

— Колечки? (прорисовываем в воздухе)

— Круги? (прорисовываем в воздухе)

— Оказывается, вы тоже сможете нарисовать дымковский узор? Я приготовила для вас тарелочки с силуэтом лошадки из бумаги, хотите попробовать её расписать дымковским узором?

— А теперь приступим к работе (дети садятся)

— Сели, улыбнулись друг другу, чтобы работа получилась доброй и радостной!

— Приступая к работе, не забудьте, что кисть промываем после смены цвета, лишнюю краску аккуратно убираем о край палитры, после работы кисть ставим на подставку.

Показ рисования. Показ образца.

Физкультминутка :

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)

Наклонился правый бок. 1, 2, 3. (наклоны туловища влево-вправо)

Наклонился левый бок. 1, 2, 3.

А сейчас поднимем ручки (руки вверх)

И дотянемся до тучки.

Ноги высоко подняли (поднимаем ноги)

И немного пошагали.

Головою покачали (движения головой)

И все дружно вместе встали. (встали)

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Подведение итогов.

Вы настоящие народные мастера, расписали лошадку яркими цветами. Вот они какие красивые украшают наши тарелочки.

Полюбоваться, прочитать потешку.

Цок! Цок! Цок! Цок!

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок, я лошадка серый бок!

Звучит русская народная мелодия.

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

Ход занятия.

— С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера.

Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить.

Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

Сначала замешиваем тесто,

затем лепим шарики по количеству детей.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики.

Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству.

По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой.

Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем».

Какие замечательные лошадки у нас получились, пока они подсыхают, мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

Сегодня дымку мы узнали

И немного мы устали.

Руки в кулачки сожмем,

Кружочки рисовать начнем,

Кисти наши разожмем,

Краску лишнюю стряхнем,

Плечи шире разведем,

Спинки крепкие прогнем,

Ладошки солнышку покажем,

Весело ему помашем.

В руки кисточки возьмем

И рисовать начнем.

А теперь нужно раскрасит наших лошадок.

-Какие узоры украшают дымковские игрушки? (ответы детей) В основном это круги, точки, волнистые линии и др.

-А какие цвета используются в росписи игрушек? (ответы детей) Да это яркие краски, синие, желтые, красные.

-ну вот мы с вами вспомнили и про изготовление и про роспись! Давайте теперь приступим к росписи наших лошадок!

С чего же мы начнем расписывать игрушки? А начнем мы с того, что возьмем тонкую кисточку, окунем в черную краску и аккуратно закрасим нос, копыта, гриву и хвост у нашей лошадки. Зачем очень хорошо промоем кисточку и придумаем свой узор!

Если вы в своей работе будете использовать круги, их можно сделать ватными палочками и тычками! Работайте аккуратно, чтоб игрушки для ярмарки получились яркими и красивыми. Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку!

Дети приступают к заданию, воспитатель индивидуально, словесно оказывает помощь.

Воспитатель с детьми рассматривает детские работы.

— Посмотрите, какие игрушки у нас получились! Давайте оставим игрушки для высыхания, а потом разместим их на нашей выставке!

Спасибо за внимание! Было очень интересно!

Ход занятия

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

Воспитатель:Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.

Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

А теперь немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

«Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали,вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву; копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку.

Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector