361,гончарное дело славян

На чем можно зарабатывать?

У керамической продукции достаточно большой рынок сбыта. Поэтому, если вы сомневаетесь, выгодно ли гончарное дело в современном обществе, то можете откинуть все негативные мысли. Керамическая продукция – отличный способ, как можно заработать деньги в домашних условиях с минимальным стартовым капиталом. Вам главное определиться, что можно производить в домашних условиях на продажу. Обязательно необходимо учитывать потребности широкого круга людей в той местности, в которой вы решили заниматься этим бизнесом.

  • Если вы решите, что для вас нет ничего лучшего, как открыть свой бизнес гончарное дело и сувениры, то можно найти оптовиков, которые будут закупать у вас товары. Но организовать весь этот процесс достаточно сложно. Ведь крупные супермаркеты приобретают партию сувениров, в которой не менее 1000 штук изделий. Сразу возникает множество проблем и вопросов, которые на начальном этапе развития вашего бизнеса будут только мешать вам сосредотачиваться и учиться технике изготовления. Конечно, если вы наймете в свою мастерскую опытных мастеров, то сможете быстро справляться с заказами;
  • Набравшись опыта, вы сможете организовывать платные мастер-классы гончарного дела для детей и взрослых. Сегодня это очень модное направление художественной деятельности. Кому неинтересно что-то слепить своими руками, а затем повесить изготовленное самостоятельно изделие в своей комнате? Со временем, когда появится высокий заработок от гончарного дела, у вас появится возможность организовывать масштабные выставки и даже конкурсы среди своих учеников;
  • Некоторые компании и фирмы предпочитают в качестве рекламы использовать разные керамические сувениры. Их можно изготавливать под заказ.

На самом деле рынок реализации керамических товаров очень широк. Нужно просто постоянно развиваться, искать новых потребителей, предлагать свои услуги широкой аудитории и тогда выгодные предложения всегда будут появляться.

Разновидности керамических изделий

Основное различие между разновидностями керамики — состав массы, из которой они изготавливаются, и вид глазури. Все изделия керамики делятся на две группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твёрдую массу; в изломе они похожи на стекло, полупрозрачны, не впитывают в себя воду и при ударе о сталь дают искры. Примером плотных гончарных изделий является фарфор.

Пористые, напротив, в изломе пористы; легко ломаются; пропускают сквозь себя воду, если глазурь удалена. Изделие этого типа — фаянс. Между теми и другими есть переходные. Оба вида гончарных изделий могут быть покрыты глазурью.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Твёрдый фарфор. Его масса почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упругая, однородная, твёрдая, не поддающаяся действию ножа. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, полевой шпат, мел и кварц. Глазурь состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и сама масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия глазурью и очень сильному после.
  • Мягкий фарфор. Французский фарфор содержит почти стекловатую массу с прозрачной свинцовой глазурью; масса английского фарфора состоит из каолина, кремнезёма, гипса и пережжённой кости. Глазурь состоит из мела, кремнезёма, буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит, то есть твёрдый, неглазурированный фарфор с обычной фарфоровой массой.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарными и нежными (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обычно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной глазурью.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнезёмом; покрывается прозрачной глазурью, её масса непрозрачная, незвонкая.
  • Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликой, имеет красновато-жёлтую массу; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачной оловянной глазурью.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений и прочего.
  • Изделия гончарные обыкновенные, масса изготавливается из глины и глинистого мергеля с непрозрачной свинцовой глазурью.
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: кирпич, черепица, дренажные трубы и пр.

Делаем тарелку из глины своими руками

Сейчас мы по порядку рассмотрим все нюансы изготовления посуды из глины.

Подготовка материала

Первым делом нужно подготовить материал, с которым мы собираемся работать. Достаточно просто следовать следующим советам:

  1. Нужно найти глину, а для того чтобы определить, подходит ли она для изготовления посуды: нужно взять небольшой ком слегка влажной глины, скатать его в жгут между ладошками и согнуть пополам. Если в месте сгиба не появятся трещины, то с таким материалом можно спокойно иметь дело.
  2. Уложите нужное количество глины в какую-нибудь глубокую емкость и залейте водой доверху.
  3. Не бойтесь переборщить с количеством заготовленного материала. Вам никто не запрещает воспользоваться излишками в следующей лепке и сделать из глины еще что-нибудь.

Отмучивание глины

Отмучивание позволит глине стать пластичнее, жирнее и чище.

Что конкретно надо делать:

  1. Берем глубокую посуду, укладываем в нее глину и заливаем водой в соотношении 1 к 3, оставляем материал увлажняться на всю ночь.
  1. Утром доведите смесь до состояния однородной консистенции. Дайте раствору отстояться несколько дней. К дальнейшим работам можно приступать только тогда, когда вода станет светлее.
  2. Слейте воду через резиновый шланг.
  3. Вычерпывайте глину до самого нижнего слоя. Сам слой трогать не нужно, потому что там останутся только камни и песок. Перелейте состав в деревянный ящик и оставьте на солнце для испарения ненужной влаги.
  4. Когда большая часть воды испарится, можно начинать перемешивать глину. Материал должен сохнуть до тех пор, пока не примет консистенцию теста и не начнет липнуть к рукам. Теперь готовая глина, которую следует накрыть полиэтиленом, остается ждать лепки.

Перейдем к следующему этапу, на котором вы будете делать посуду из керамики.

Изготовление глиняной посуды

Предметы можно делать из глиняных жгутов или плоских кусков. Посуду советуем делать первым способом. Берем скалку и кусок глины, раскатываем его и придаем любую желаемую форму. Таким способом без труда можно слепить миски или неглубокие тарелки.

Для того чтобы сделать из материала горшок или вазу, следует придерживаться другой технологии:

  1. Делаем дно для нашей посуды так, как описывалось выше.
  1. Нарезаем глину на кусочки, при помощи скалки делаем из них жгуты.
  2. Накладываем конец жгута на донышко и сильно прижимаем, для того чтобы он скрепился с дном.
  3. Накладываем скатанные жгуты друг на друга, прижимая новые слои.
  4. Смочите жгуты малым количеством воды в том случае, если материал твердеет.

Сушка

Не стоит спешить. Спешка может привести к образованию трещин и морщин на поверхности посуды, что может привести к браку во время обжига. Делать посуду из глины не сложно, но без терпения в этом деле не обойтись. Просто соблюдайте все сроки, и результат будет вас радовать.

Не менее двух дней посуда должно сушиться дном кверху в помещении без сквозняков, после чего переложите изделие на теплую печь и просушите до полного испарения влаги.

Обжиг изделия

Существуют специальные печи различного назначения, которые вы можете приобрести и установить дома. Но мы вели речь про легкий и доступный способ, поэтому обжиг будем производить на обычном костре:

  1. Обкладываем посуду дровами и поджигаем их.
  2. Ждем восемь часов минимум.

Если вы все сделали правильно, то на выходе у вас будет прекрасное керамическое изделие, отличающееся высокой прочностью. Стоит заметить, что способ изготовления не требует особых затрат. Сделать посуду из глины не трудно, а постоянная практика сделает вас мастером гончарных дел.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Так, они бывают:

  • стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за профессия гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

Техника работы с глиной вручную

Превращение глиняной массы в изысканное творение – настоящее искусство. Есть несколько способов, как делают глиняную посуду:

  1. Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
  2. Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
  3. Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
  4. Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.

Не важно, каким способом было выполнено творение, завершающим этапом всегда является обжиг. Совершают его в гончарной печи, при температуре более 1000 градусов

Затем можно покрыть предмет акриловой краской или специальной глазурью для керамики. Если изделие прошло обработку глазурью, то обжиг повторяется.

Только отработав технику, можно добиться по-настоящему достойных результатов. Не стоит новичку сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начать практику с более простого, например, с лепки.

Лепка

Лепка известна с давних времён, но мастера постоянно модернизируют имеющиеся приёмы, вносят что-то новое. Так, лепка бывает:

  • ручная из цельного куска глины;
  • ленточно-жгутовая техника;
  • пластиковая (текстильная техника);
  • отминка в готовую форму;
  • отливка в гипсовую форму;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Ручная лепка не исключает вытягивание на гончарном круге. Многие мастера производят свои изделия только методом ручной лепки. Чтобы понять смысл и принцип работы, можно попробовать мастерить с пластилином.


Лепка посуды из глины.

Гончарный круг

Гончарный круг используется для лепки круглого предмета. Для новичка необязательна покупка такого оборудования.

Круг бывает с ручным, ножным и электрическим управлением.

Электрические считаются самыми удобными и практичными. Именно их обычно и покупают керамисты. Интересный факт: работу на электрическом круге можно освоить за несколько часов. Инструмент с ручным управлением поддаётся мастеру только через месяцы тренировок.

Гончарный круг различается по типу двигателя:

  1. Коллекторный – самый простой и популярный в компактных моделях. Он мягко переключает скорость вращения, работает тихо.
  2. Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит. Такой прибор требует определённого навыка для регулировки скорости.
  3. Бесщеточный двигатель постоянного тока предназначен для профессиональной работы. Он надёжен, при работе издаёт тихий звук.


Изготовление посуды с помощью гончарного круга.

Отминка

Отминка пользуется популярностью у начинающих мастеров. Техника проста в понимании и в учебных пособиях подробно иллюстрируется. Гипсовая форма для отминки выбрана неслучайно. Гипс способен впитывать лишнюю влагу, и изделие хорошо застывает.


Процесс отминки глины.

Литьё

Литьё отличается от отминки используемыми формами. В этом случае изделие выполняется с тонкой, изящной стенкой. Прочность поделки возрастает только после обжига.


Литье глиняной посуды.

Как проводятся занятия курса

1 день.
На первом занятии мы знакомим наших учеников с практикой ручной лепки. Вы узнаете об основных видах керамических масс и о технических требованиях работе с глиной.

Вы поработаете с использованием различных инструментов для ручной лепки и познакомитесь с многообразием фактур и штампов, применяемых при декоре керамических изделий. Вы освоите пластовый и лоскутный способы ручной лепки, познакомитесь с нюансами отминки в форму и шликерного литья. Формы, которые мы используем на занятиях, отлиты нашими педагогами самостоятельно вручную.

2 день
Этот день полностью посвящен азам гончарного дела — Вы учитесь вручную разминать глину, готовите ее для работы на круге, практикуете центровку и постановку рук для правильной работы на гончарном круге, учитесь вытягивать стенки керамических изделий. Знакомитесь с ангобной росписью кистями.

Правильная подготовка глины поможет избежать возможных проблем при последующем обжиге изделий. Центровка и постановка рук являются фундаментом гончарного мастерства, поэтому правильно заложенные навыки позволят Вам успешно развиваться в качестве мастера в будущем.

3 день
На этом занятии мы переходим к более детальному изучению возможностей, которые используются для создания керамических изделий на гончарном круге. Вы знакомитесь с основными гончарными формами: цилиндром, конусом, шаром и практикуете традиционные гончарные формы: горшечную и с широким горлом, а также создаете пиалу или кашпо. В этот день Вы учитесь создавать бытовую керамику: кружку или чашку, а также осваиваете технику крепления деталей, включая правила эргономики. На этом занятии Вы найдете ответы на вопросы о том, как сделать посуду своими руками не только технически совершенной, но и удобной в использовании, а также, что влияет на субъективное восприятие изделия? Также Вы практикуете различные техники росписи керамических изделий по сырцу. Вы познакомитесь с технологией подготовки ангобов на основе пигментов и связующих, которые позволяют сделать керамику яркой и насыщенной. Далее Вы освоите такие приемы, как роспись в технике кракле. Узнаете о таких техниках декора, как сграффито и налепные узоры при помощи экструдера.

4 день
Далее Вы осваиваете практику создания форм с узким горлом на примере вазы, амфоры или кувшина. Затем займетесь изучением создания на круге плоских форм и сделаете блюдце или тарелку. Познакомитесь с техникой декорирования керамики «пастилаж». Завершится этот насыщенный день практикой создания объемной керамической скульптуры на гончарном круге.

5 день
Первая часть этого занятия посвящена практике дообжиговой обработки сухих изделий и технологии утильного обжига керамики. Вы начнете занятие с подготовки изделий к утильному обжигу, а затем самостоятельно загрузите свои изделия в печь. Вы узнаете о КТР разных керамических масс, о температурных режимах для низко- и высокотемпературных материалов, о правилах ставки в муфель утиля и об особенностях печей для обжига керамики. После поставки в муфель Вы продолжите практику гончарного дела и закреплению навыков по созданию основных гончарных форм.

6 день
Этот день посвящен нюансам росписи глазурями и пигментами, изучению технологии политого обжига, а также совершенствованию техники работы на гончарном круге. Сначала Вы распишете глянцевыми глазурями Ваши изделия, вышедшие из утильного обжига, познакомитесь с росписью пигментами. Далее Вы узнаете о возможных дефектах обжига. Вы будете практиковаться методы политого обжига бесцветной глазурью: подготовите состав, научитесь наносить глазурь кистью, опробуете метод погружения и даже поработаете краскопультом в покрасочной камере. Вы освоите особенности постановки политого обжига в муфель, познакомитесь с температурными режимами политого обжига. Завершится день оттачиванием навыков гончарного мастерства.

По итогам курса выбирается 5 изделий, которые пойдут на политой обжиг. Остальные изделия можно оставить на обжиг по льготной стоимости.

В случае дальнейшей заинтересованности Вы всегда можете продолжить занятия по абонементу, а также посетить наши .

Гончарное мастерство — богатая и очень обширная сфера ДПИ. Для тех, кто решил посвятить время ее исследованию на практике, со временем откроется все ее многообразие.

Формовка изделий

Огнеупорные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи.

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают. Затем шликер заливают в просушенные формы, чаще рассчитанные на несколько заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. Для поддержания требуемого объёма в форму по мере надобности доливают шликер. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь.

Плавильные тигли должны быть одного размера, поэтому для их производства также используется формовка. В XIX веке тигли для плавления стали приготовляются прессованием: отполированную чугунную форму набивают глиной, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля для уплотнения массы.

История гончарного дела

Гончарное производство известно с древнейших времён. Это ремесло создавало необходимые в быту ёмкости и сосуды. Основным материалом для него является глина. История началась с ручного производства: мастер из куска глины лепил изделие, а затем обжигал его в печи или сушил на солнце (в жарких странах). Однако довольно давно, в начале первого тысячелетия появился гончарный круг — станок, с помощью силы вращения придающий изделиям ровную симметричную форму. Помимо красоты сосудов это приспособление обеспечивает более высокую скорость производства.

Кроме изготовления посуды гончары производили кирпичи, плитку, дренажные трубы и даже архитектурные украшения. Интересно, что в средние века глиняные сосуды придумали использовать для улучшения акустики храмов: их замуровывали в стены. Такие можно увидеть В Новгороде, в Пскове и Москве.

Русские мастера гончарного дела тоже работали руками и на кругах, создавая востребованные и нужные в быту предметы. Этот навык не был редким: в каждой семье были люди, способные изготовить необходимый сосуд. С конца 19 века посуду собственного производства вытеснила фабричная, а гончарное дело из сферы жизненно необходимых навыков перешло в область народного творчества и хобби.


Гончарное дело — изготовление из глины посуды, разнообразных сосудов, игрушек и даже архитектурных элементов

Этапы работы с глиной

Не спешите сразу делать керамические шедевры – научаться в любом возрасте приходится по принципу «от простого к сложному». Сначала потренируйтесь соблюдать все этапы работы, тщательно отрабатывая каждый.

Подготовка глины

Разбейте материал на маленькие части, высушите, а потом залейте горячей водой. Когда глина набухнет, переложите ее на стол, устланный тканью. Регулярно материал переминайте и переворачивайте. Когда лишняя вода уйдет, можно браться за дело – глина готова.

Если же в ней есть примеси, ее предварительно очищают. Это можно делать путем продавливания через мелкую сетку (в пластичном состоянии) либо разминая в руках сухой материал. Можете залить глину водой, дать пару часов отстояться – тяжелые примеси оседают на дно.

Глиняное тесто проминают на столе. Струной, сделанной из лески или же гитарной, с закрепленными по бокам деревянными брусочками, глину разрезают.

Формовка изделий

Предполагает несколько способов работы. Первый – это вытягивание сосуда из куска глины на гончарном круге. Существует также формовка путем выбивания, отминка в форму, лепка из четырех горизонтальных поясов, лепка из нескольких частей со спаями, а также ленточно-жгутовый способ.

Современный гончарный круг электрический, и хоть это упрощает процесс изготовления изделия, научиться работать руками придется так, как учились этому еще наши предки. Можно сравнить уроки работы на круге с уроками игры на фортепиано: каким бы оно не было технически совершенным, руки, их постановка, опыт и прилежание решают все. Толщину сосуда, который вы делаете, должны чувствовать тактильно: никакая техника здесь не поможет. Когда вы научитесь нескольким базовым постановкам рук на гончарном круге, примитесь за освоение основных операций. Начиная от центровки глины на круге, продолжая фиксированием дна сосуда, вы постепенно будете осваивать очень интересное, живое ремесло.

Обжиг

Оставшаяся в материале часть влаги испаряется при обжиге, начинается процесс остекловывания. Материал в руках мастера обретает жесткость и прочность, он более не способен присоединять воду. Сегодня для обжига чаще используются электрические муфельные печи. Какую температуру выставлять – отдельное мастерство: ее плавно повышают, а потом плавно же понижают (по четкой схеме).

Попрактиковаться в изготовлении изделий из глины можно воспользовавшись нашей статьей: «Глиняная посуда своими руками, мастер-класс по изготовлению простой тарелки и кружки».

Пока изделие не остынет, из печи его не вынимают – может расколоться. Готовая работа словно катарсис для мастера, гончарные изделия ручной работы не сравнятся с конвейерным производством.

Нанесение глазури

Делать это можно путем пульверизации, которая должна пройти несколько сеансов (3-5), после каждого изделие просушивается. Применяется и метод набрызга с помощью кисточки или щеточки с иголкой. Мастер может выбрать окунание, полив, тампонирование, кистевое нанесение глазури – как именно декорировать керамику, автор решает индивидуально. Обычно начинают пробовать себя в этом деле молодые керамисты, выбирая тампонирование и пульверизацию.

Советы и рекомендации

Мы рекомендуем вам все-таки, кроме самообразования в вопросах, касающихся начала бизнеса с керамической продукцией, пройти обучение гончарному делу у квалифицированного специалиста. Он вам объяснит не только теорию работы с глиной, но и на практике все продемонстрирует. Конечно, на курсы придется потратить деньги – приблизительно 15 000 рублей, при условии, что вы будете посещать мастер классы гончарного дела в течение двух месяцев. Учтите, что даже если вы хорошо усвоите уроки гончарного дела для начинающих у мастера, к которому ходили учиться, вы все равно еще будете далеко от профессионального уровня. В процессе работы, с опытом, вы достигнете нужного результата и станете достаточно состоятельным человеком, который будет заниматься любимым делом.

домашний бизнес для мужчин

Как правильно пользоваться глиняной посудой

Следуя следующим правилам и советам, можно сохранить керамическую посуду на долгое время:

  • избегать резкого перепада температуры. Нельзя ставить блюдо в горячую духовку. Следует поставить его в холодную, а затем включить. Таким образом, нагрев будет равномерным и не навредит посуде;
  • недопустим контакт с открытым пламенем. Кухонная утварь растрескается от резкого нагрева;
  • для заваривания чая или травяного напитка керамическую посуду обдают кипятком;
  • разграничение кухонной посуды. Пористая глина хорошо впитывает запахи, поэтому не следует в одной и той же посуде подавать мясные и сладкие блюда;
  • нельзя применять агрессивные моющие средства. Мыть керамику можно в тёплой воде с добавлением соды или мыла. Глина может впитать вредные химические вещества;
  • тщательное просушивание изделий без крышки после мытья.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector