Село гжель

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Главная отличительная черта гжельского полуфаянса – контрастность между синей расцветкой и белоснежным фоном. По сравнению с майоликой претерпела изменения и сама роспись. Вместо разноцветного контура стали практиковать нанесение рисунка кистью. В основном для украшения использовали растительные и геометрические узоры.

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

Музей «Гжель»

Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.

Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.

В одном из музейных помещений можно проследить и цепочку перехода прошлого в настоящее и будущее, а именно – обучение и становление будущего художника от детского сада до хкдожественно-промышленного колледжа, что осваивают не только методику, но секреты своих исторических предшественников.

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

История

Оглавление

  1. Развитие Гжели начинается с добычи глины в середине XVII века. По указу царя Алексея Михайловича Романова из гжельской глины изготавливались аптекарские сосуды.
  2. Михаил Ломоносов положительно отзывался об изделиях из гжельской глины, утверждая, что земля в той области очень чистая, без различных химически примесей, а потому — полезная.
  3. В XVIII веке помимо посуды активно изготавливаются игрушки, кирпич, плитки для облицовки стен и прочее. По оценкам некоторых источников в год только игрушек изготавливалось несколько сотен тысяч.
  4. В те же года начинается выпуск изделий из обожжённой глины (майолика). Самыми популярными были кувшины. Они расписывались необычными узорами, которые описывали не только картины природы, но и народный юмор.
  5. Первая фарфоровая фабрика была открыта в начале 1800-х годов Павлом Куликовым. Именно он дал толчок в развитии данного вида работ в России.
  6. К началу XIX века существовало около 25 заводов. Посуду и игрушки расписывали кистью. Зачастую приглашались для этого именитые художники.
  7. Обнаружение светлой глины дало свой толчок в формировании гжели, которая известна на сегодняшний день. С начала XIX века предметы начинают окрашивать в синий цвет.
  8. XIX век ознаменовался не только взлетом производства изделий из гжели, но и резким спадом к концу столетия. А в годы революции единственные сохранившиеся заводы были отданы в руки государства.
  9. С середины XX века возобновляется производство гжели.

Урок рисования: Сказочная Гжель

Нам потребуется: — альбомные листы, — гуашь – 2 баночки: былого и лазурного цвета, — кисти – в идеале беличьи: тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12), — остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи и линии.

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

4) Мазок с тенью — или «мазок на одну сторону». Особенность такого мазка — в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета — от темного к светлому.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти — с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма — лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Гжель — русский народный промысел: сообщение

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

Гжельская Керамика

Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.

Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.

Достопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?

Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.

Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

Способ изготовления изделий

Промысел гжель требует от мастера полета фантазии и четкости. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или майолику. Первый более хрупкий и тонкий.

Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:

  • Формирование заготовки.
  • Подготовка к нанесению рисунка и первоначальный обжиг.
  • Контроль и проверка брака.
  • Роспись.
  • Повторный обжиг.
Заготовка создается по эскизам живописца. Делают ее на гончарном круге с применением специальных щипцов. После того как глиняная «болванка» сформирована, в не вливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.

Все детали изделия создают в разных формах, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность. Далее идет подготовка к нанесению узора. Изделие шлифуют, чтобы орнамент лег ровно. Затем места соединения разных деталей замывают, неровности сглаживают валиком из поролона. Следующим этапом становится обжиг в печи. Процесс занимает восемь часов.

В обязательном порядке проводиться контроль качества и проверка брака. Для выявления дефектов используют раствор фуксина. Оно накапливается в неровностях изделия и становится насыщенно-красного цвета. Это также помогает обнаружить некачественные стыки.

Для устранения недостатков используют валик или применяют шлифовку. Если дефект невозможно скорректировать, изделие уходит в брак и повторно переплавляется.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик . Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок . На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью . В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

  1. Растительные . Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

Животные в основном представлены пернатыми .

Орнаментальная стилистика . Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»

Сюжетные композиции . Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

Развлечения и достопримечательности

Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.

Завод Гжели

Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.

Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.

«Синь России»

«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.

В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.

«Объединение Гжель»

«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.

Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.

Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери

В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.

Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.

Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.

История создания гжельской посуды

На месте нынешней Средне-русской возвышенности был древний праокен, с доисторических времен на его дне формировались осадочные породы, и глина в их числе. Сам океан ушел, а глиняные месторождения сохранились. Они и стали причиной развития промысла, который сделал гжельскую посуду известной на весь мир.

Всего Гжельско-Кудиновское месторождение подарило людям целых 17 видов глин. Но основных – 2, из первого производили фаянс и фарфор, из второго – кирпич. Все другие сорта применяли как основу производства майоликовых и гончарных работ. По своим свойствам гжельская глина считалась едва ли не самой лучшей. Даже Михайло Ломоносов писал ей оды, отмечая, что такой белизны ему видеть не доводилось.

Без исторических деталей развитие промысла невозможно представить: крестьянских уклад жизни на этих землях также важен. Гжельцы имели «вольную» от царя, и это оказало влияние на то, как они занимались посудой, и почему художественное направление стало так активно развиваться. К 19 столетию ассортимент местной посуды впечатлял, ее продавали в Москве и Киеве, в Харькове, в Сибири, в Астрахани. Но большие объемы продаж сказывались на качестве тарелок из Гжели и кувшинов из Гжели: на рынок поставлялся самый востребованный товар, а действительно искусные, с большим умением расписанные работы оставались единичны.

В начале 19-ого столетия секрет изготовления фарфора еще не был открыт местными умельцами. Но уже происходил переход от майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет, ставший визиткой гжельского искусства, начал вытеснять прочие цвета. Преобладал на то время рисунок двух типов — композиция с центральным цветком и цветочные стилизованные гирлянды.

К фарфору гжельцы пришли в середине 19-ого века, а как именно, досконально неизвестно. Есть несколько легенд, связанных с фамилиями Куличкова и Сологая, Храпунова и Гусятникова. Как бы там ни было, в середине столетия в России появился фарфор. Расцвет промысла можно связать с фамилиями Дунашовых, Кудиновых, Кузнецовых, Мусаковых. А после революции могли навсегда исчезнуть такие понятия как «чайный сервиз Гжель» или «самовар Гжель». Секреты мастерства казались навсегда утерянными. Но с середины прошлого века, стараниями настоящих сподвижников, промысел начал возрождаться.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Изделия

Подсвечник – «Жар», икорница «Жар-птица», тарелка гжель, фарфор – «Люкс», «Классик», блинницы.

Посуда из гжели отличается не только орнаментом, но и огромным выбором форм: чайные пары, различные сервизы, кофейные наборы, заварочные чайники с чашкой и расписной ложкой, цветочные вазы, разделочные доски, сахарницы, розетки разных форм и размеров, блюда и блюдца, самовары.

Сувениры в виде  шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных героев;  пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, листок календаря, пивная кружка.

Техника росписи

Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

  • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
  • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
  • количество колера на кисточке.

Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
  2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
  3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
  4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт.
Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти.
Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector