Конспект занятия «рисование элементов дымковской росписи для украшения силуэтов дымковских барышень и олешков»

Роспись дымковской игрушки

Глиняные статуэтки символизируют радость и жизнь. Для декорирования обычно используют гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подбирают контрастные, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрывают медной поталью.

Цвета дымковской игрушки

После того как подсыхает побелка мастера приступают к нанесению на фигурку узоров. Роспись дымковской игрушки имеет скудную гамму цветов:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Оранжевый.
  • Малиновый.
Для получения дополнительных оттенков основной цвет разбавляли мелом. Например, подобным образом из синего получали голубой.

В старину умельцы для раскрашивания фигурки брали не кисточки, а деревянные палочки, обмотанные кусочками льняной ткани. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наши дни для росписи берут кисточки из волос хорька.

Для придания краски блеска в нее добавляли сырой яйцо. Раскрашивание проводилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего покрывали коричневым тоном.
  • Глаза и брови прорисовали черной краской.
  • Рот и щеки обозначали малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на наряде.

Последним этапом становилось украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными из сусального золота.

Элементы дымковской росписи

Для оформления глиняной статуэтки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушек – это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Обязательно используются клетки, точки и пятна. Также в элементы раскрашивания входят ромбы, созданные из сусального золота либо потали, которые наклеивают поверх нанесенного орнамента.

Каждый умелец наносит узор в соответствии с личными пожеланиями, сочетая разные комбинации. Изделие могут полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях наблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди обширного ассортимента игрушек нереально отыскать две идентичные статуэтки.

Для росписи дымковской продукции характерно применение особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все орнаменты тесно связаны с природой и разнообразными оберегами.

Каждая деталь рисунка имеет скрытое значение. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре – солнце. Часто в орнаменте присутствуют растительные элементы: цветы, листья и ягодки.

Характерные особенности росписи животных

Каждая глиняная фигурка расписывается по-своему. Классические статуэтки всадников, петухов и прочих любимых народом персонажей покрывают насыщенными красками. Лошадь может быт декорирована по бокам ярко-синие яблоки, индюк обзавестись веерообразным хвостом.

Характерную особенность имели утки-крылатки – ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на уточку, создавалось впечатление, что на ней надето два передника.

К тому же роспись предусматривает соблюдение определенной последовательности при нанесении узора. Первой наносят широкую полосу, которая покрывает грудь утки. Узкие линии отходят от шеи, затем мастер наносит поперечные штрихи, формируя классический орнамент в клеточку.

Роспись свистулек в виде конька сочетает нанесение вертикальных полосок и ряд горошин разного цвета. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке – это конь и утка. Намного реже встречаются поросята, коровы, козлы и прочая домашняя живность. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминают лошадь. Только по морде можно распознать, какое существо изобразил гончар.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.


Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

Продолжение истории

Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.

Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.

Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.

Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.

Изготовление барышни из пластилина


Искусные мастера из села Дымково с древности создавали именно фигуры девушек. Среди них можно различить и настоящих барышень в кокошнике, а также простых крестьянок с детьми на руках либо вёдрами на коромыслах. Несмотря на широкий выбор декорирования, все женские фигуры обладают довольно простой общей формой, с помощью которой можно легко понять, что перед вами именно дымковская фигурка.

Можно создать барышню из пластилина. Для красивой и пышной юбки нам потребуется каркас — можно взять обрезанное горлышко из-под пластиковой бутылки. Его нужно облепить тонким слоем пластилина, сохраняя при этом начальную форму. После этого на основе пробки от бутылки нужно сформировать туловище, укрепить к нему шарик-голову. Далее можно дать своей фантазии волю, использовать всю возможную креативность — вылепить руки, головной убор и волосы. Также можно украсить фигурку дополнительным декором, дать барышне что-то в руки. Готовую фигуру нужно дополнительно покрыть грунтом и раскрасить.

Инструкция поэтапного создания фигурки

Для создания барышни понадобятся:

  • пластилин;
  • доска для лепки;
  • салфетки;
  • пластиковая бутылка с общей ёмкостью 0,5 л (будущая юбка).

Для лепки нужен каркас — чаще всего создаётся пластиковой булкой, она своей формой очень напоминает юбку дымковской барышни, крыша должна оставаться на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.

Если фигурку создаёт ребёнок, то с каркасом ему должны помочь родители. В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая же юбка будет у барышни.

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

История создания

Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.

В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

Фигуры всадника и «прогуливающегося кавалера» с закругленными пластичными формами, коренастыми пропорциями, кукольной важностью и солидностью принадлежат к числу самобытных в ассортименте Кировской игрушки. Сюжет характерен для всех центров всенародной глиняной композиции 19 века, а вот «гуляющий кавалер и дама» — дело рук и вымысла только Кировских мастеров.

Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская барышня»

Марина Благова

Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская барышня»

Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская игрушка«.

МК с пошаговым фото по изготовлению дымковской игрушки из пластилина и верхней части пластиковой бутылки.

Воспитатель: Благова М. А. ГКОУ ВО » Малышевская общеобразовательная (корр)

школа-интернат».

МК рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, учащихся начальных классов, педагогов и родителей.

Назначение: в качестве украшения интерьера, подарка.

Цель: лепка из пластилина дымковской игрушки.

Задачи: расширять у детей знания о народных промыслах России;пополнять знания о традициях, форме и росписи, узорах и способах росписи.

воспитывать уважение к труду мастеров; учить доводить начатое до конца, аккуратности и усидчивости.

развивать мелкую моторику и навыки работы с пластилинов.

продолжать знакомить со свойствами пластилина.

учить правилам безопасного обращения с ножницами.

Дымковская барышня.

Среди русских, народных глиняных промыслов дымковская игрушка, занимает самое видное место. Этот промысел возник более 400 лет назад. Свое начало он берет из Дымковской слободы, сейчас это часть города Кирова (ранее Вятка)

. По одной из легенд (связанных с созданиемдымковской игрушки, много веков назад у стен города встретились два дружественных войска, но в темноте они приняли друг друга за врагов и вступили в бой. Много воинов погибло, и по преданию их злые духи до наших дней летают над полем боя. Было решено, что каждый год весной будет справляться тризна. С течением времени, вместо тризны стали устраивать народные гулянья, которые назвали «свистопляски». Женщины для праздника лепили глиняные фигурки и шарики, которые красиво расписывали. Эти фигурки весело свистели, а цветными шариками (у них внутри, были горошины, кидали друг в друга. Это создавало, веселый шум и суматоху. Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которая пригодна для изготовления дымковской игрушки. Это несомненно способствовало развитию этого промысла. Дымковская игрушка приобрела известность не только Кирове, но и по всей России. Материалы:

-пластилин

-пластиковая бутылка

-ножницы

Этапы работы!

1. от пластиковой бутылки отрезает верхнюю часть.

2. Берем пластилин белого цвета и равномерно наносим его на нашу заготовку. Это будет нижняя часть нашей барышни.

3. Делаем туловище из пластилина красного цвета

4. Намечаем где у нас будет фартук

Для удобства крепления головы, нашей барышни, я приклеила крышку от клея ПВА вот так

5. Теперь формируем голову

6. Украшаем юбочку

7. оформляем фартучек

8. Приступаем к голове, коричневым пластилином делаем прическу (из двух жгутиков делаем косу)

9. Делаем два жгута из красного пластилина и прикрепляем ручки

10. Осталось нарядить нашу барышню кокошником

11. Лицо

. Вот и готово

.Спасибо, что заглянули ко мне в блог. Может кому-то пригодится мой МК.

Дымковские игрушки

Петухи

Петухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища.

Традиционный вариант выглядит так:

Здесь ребенку нужно дорисовать узоры на перьях птицы, а также добавить ноги и преобразить мордочку. В качестве основных рабочих цветов используют красный, желтый, оранжевый и любой из темных оттенков (черный, коричневый)

Важно донести школьнику, что узоры должны быть выдержаны в стиле дымковской игрушки, то есть в основном состоять из геометрических фигур

Уточка

Дорисовка уточки в стилистике дымковской игрушки обычно требует оформления ее корпуса в желтой, оранжевой и белой цветовой гамме. Более опытным художникам можно поставить задачу, например, дорисовать семейство изображенной птицы с выдерживанием в работе одного стиля.

Лошадь

Традиционный шаблон для рисунка лошади в стиле дымковской игрушки предполагает наличие очертаний животного, иногда с уже прорисованной мордой. Целью работы юного художника является украшение имеющегося изображения, при условии максимальной выдержанности стиля. При желании, ребенок может дорисовать окружающие объекты или создать целостную композицию, например, изобразить всадника или еще одну лошадь рядом с уже имеющейся. Использовать рекомендуется коричневый, черный, красный, зеленый и желтый цвета.

Козел

Шаблон, который ребенку предлагается использовать для того, чтобы нарисовать козла, предполагает наличие очертаний животного. Его можно как украсить в отдельности, так и создать целостную композицию. Для росписи такого рода подходит зеленый, желтый, красный, черный и белый цвета.

Олень

Шаблон для росписи оленя в дымковском стиле обычно предполагает изображение животного с рогами, без лишних деталей. В зависимости от способностей ребенка, ему можно предложить не просто украсить оленя узорами в соответствующей стилистике, но и, например, преобразить рога животного. Для выполнения работы, как правило, требуется коричневый, черный, красный и оранжевый цвета.

Индюк

Традиционный вариант эскиза дымковского индюка — одно из самых любимых заданий детей среднего школьного возраста. Для ребят интерес работы с таким шаблоном заключается в имеющемся большом поле для творчества и фантазии. В данном случае они не просто должны дорисовать мелкие детали на туловище птицы или добавить окружающие ее объекты. Здесь их задачей является, в том числе раскрашивание хвоста индюка в любой понравившейся им цветовой гамме. Обычно для такой цели дети выбирают красный, зеленый, желтый, оранжевый цвета и их производные.

Ход занятия:

Дети садятся в автобус и под сопровождение русской народной мелодии, едут в мастерскую дымковской игрушки.

Слышится лай собаки. (На мольберте появляется щенок, расписанный элементами дымковской росписи.)

-Ребята, Дымок хочет нам рассказать, что случилось.

,Сегодня на лугу я пас лошадок, козликов…они были такие яркие, праздничные, но вдруг налетела большая туча, и случилась беда — все краски, смылись? Лошадки все белые-белые и нужна ваша помощь, чтобы вы помогли игрушкам стать яркими и красивыми, а для этого их надо снова раскрасить.

— Ребята, поможем? (ответы детей)

Вы, помните как раскрашены были игрушки на поляне? Какими элементами? (ответы детей) Давайте не будем терять время, краски и кисти ждут нас, чтобы помочь животным. Все они прискакали и пришли к вам, посмотрите,этот конь прискакал к Павлику и просит: ,Помоги мне, Павлик! ’’и т. д.

Самостоятельная работа:

У детей трафареты, педагог во время работы детей уточняет прорисовку элементов дымковской росписи, цвета краски и т. д.

По мере окончания раскрашивания трафарета,работы вместе с детьми составляют композицию: ,На лугу пасутся ко…

Уточняют:

-У кого самый яркий конь?

Какие элементы росписи понравилась?

Ребята, Дымок благодарит вас за помощь, которую вы оказали животным. Теперь они яркие, праздничные будут пастись на лугу и радовать всех, а мы садимся в автобус и отправляемся в детский сад!

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводная часть:

Сюрпризный момент (на столе стоят дымковские игрушки накрытые платком).

— Ребята, как вы думаете, что у меня под платком? А чтобы узнать,что там вам поможет моя загадка:

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

(дымковская игрушка).

Воспитатель убирает платок и читает стихотворение.

Все игрушки не простые

А волшебно-расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

Да, ребята молодцы это дымковские игрушки.

— А вот хорошо ли вы их знаете,сейчас проверим:

Воспитатель: Ребята, скажите как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Воспитатель: А почему их так назвали?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: А почему это село так назвали?

Дети: Потому что зимой, когда там топят печи, а летом когда туман, село стоит как будто в дымке.

Воспитатель: А знаете ребята село Дымково знаменито своей игрушкою. В старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка.

— ребята, а из чего делались дымковские игрушки?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно из глины. Дымковские мастера пели русские народные песни, делали игрушки из глины, обжигали их в печи, красили в белый цвет, а затем их расписывали узорами. Они получались очень яркие и красочные. А потом их продавали на ярмарке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Ребята, давайте ненадолго превратимся в дымковских игрушек.

Становитесь в круг. Как только я назову какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении. Например, «Барыня», «Конь», «Индюк», «Петушок» и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

— Ребята, а хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?

Садитесь за столы. Мы будем с вами сегодня расписывать уточек, которых лепили на прошлом занятии из соленого теста дымковскими узорами.

Показ игрушки уточки.

Утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

— Посмотрите дети, птиц дымковские мастера раскрашивали по-другому, чем животных. Узоры у птиц более сложные и разнообразные. Вот уточка. Что у нее нарисовано на грудке? (большой кружок с золотым ромбом, вокруг которого маленькие кружки с точками и короткие волнистые линии).

Что еще украшено у уточки узором? (крылья, хвост, шея).

— А какие цвета используют дымковские мастера? (красный, зеленый, желтый, малиновый, синий, оранжевый).

Напоминаю детям о технике рисования. Круги нужно рисовать тычком, точки концом кисти, маленькие горошинки- ватными палочками, другую краску наносить после того, когда высохнет первая.

Мастера скорей за дело,

Украшайте игрушки смело,

Составляйте свой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети под фонограмму русской народной музыки расписывают уточек.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

— Ребята, какие элементы мы использовали для росписи нашей игрушки?

— А какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами сделали?

— Скажите, что нового вы узнали сегодня?

ИТОГ: Выставка детских работ.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает результаты работы детей.

— Ребята, вы настоящие народные мастера, хорошо потрудились. У вас у всех

получились такие красивые уточки. Дети рассматривают уточек, высказывают свое мнение.

Используемая литература:

1. Швайко Г. С. «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду»

2. Скоролупова Д. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

Творчество в современности

Роспись фигурок в дымковской росписи включают в программу подготовительных занятий детских садов. А изготовлением качественных настоящих игрушек занимаются многие мастерицы, их работы пользуются спросом на рынке сувениров, сохраняя и продолжая традиции русского промысла.

Дымковская игрушка для сувенирных подарков создается в жанровых сценах, впрочем, что само собой подразумевает значение игрушки — играть и выполнять определенную роль в сюжете. Барышни с кавалерами на упряжках разноцветных лошадей, свадебные постановки, празднества и гуляния, рыбная ловля, играющие на балалайках и гармонях люди до сих пор актуальны в поделках такого рода.

В современных изделиях сохранились старинные обычаи изображать веселье и пышность купеческих размахов, крестьянских празднований тех времен.

В наши дни в России существует творческие объединения, созданные в поддержку и развитие традиционной дымковской глиняной игрушки, как старинного промысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector