Как сделать ткань батик своими руками?
Содержание:
История техники
Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.
До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.
Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».
Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике «батик горячий». Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.
И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле «горячий батик», могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.
В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.
Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.
Горячий батик: техника выполнения для начинающих
Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:
- Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
- Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
- Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).
Мастерица батика за работой Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:
- ткань
- краски для горячего батика
- кисти
- палитру
- подрамник или пяльцы
- воду
- утюг
- старые газеты
Горячий батикХод работы:
- Прорисуйте эскиз на бумаге.
- Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
- Переведите рисунок на ткань.
- Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
- Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
- Оставьте для подсыхания.
- Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
- Используйте в работе более темные тона.
- Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
- Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
- Снимите работу с подрамника.
- Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
- Готовую работу оформите в рамку.
Удаление воска с готового батика
Материалы и инструменты для холодного батика:
- Для батика следует использовать только натуральные ткани: хлопок, лен, шелк. Следует убедиться в том, что ваша ткань из натуральных нитей и имеет однородную структуру полотна. Сделайте небольшой тест для проверки ткани. К небольшому кусочку ткани поднесите зажженную спичку – синтетическая ткань быстро тает, практически не имеет запаха и образует жесткий остаток. Натуральные волокна горят медленнее, имеют характерный запах и образуют мягкую золу. Лучшей тканью для батика считается шелк, но для обучения нет никакой необходимости использовать такую дорогостоящую ткань. Для обучения и экспериментов рекомендую использовать тонкую ткань из хлопка. Перед использованием ткань следует постирать в теплой воде с хозяйственным мылом (порошки не рекомендуется, так как содержат различные химические добавки, кондиционеры) и прогладить.
- Краску для батика начинающим также рекомендуется выбирать не дорогую, обязательным условием должно быть, чтобы краска предназначалась именно для батика. Краска для батика бывает универсальная, которая подходит для хлопка, льна, шелка и даже шерсти, а бывает только для шёлка. Поэтому покупайте внимательно. Минимальный набор цветов: жёлтый, красный, синий и черный. Если вы желаете, то можете приобрести готовый набор, как правило, всё необходимое уже есть в наборе. Вы легко можете смешивать цвета между собой и получать нужные оттенки. При использовании красок обязательно следуйте инструкции производителя.
- Для холодного батика вам потребуется резервирующий состав. Вы можете приобрести резерв прозрачный и затем при помощи акриловой или масляной краски (смотрите рекомендации производителя) придать нужный цвет.
- Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава. Трубочки бывают разных размеров в диаметре, выберете для начала средний размер. Можно использовать резиновую грушу для набора резервирующего состава.
- Деревянная рама или пяльцы для натяжки ткани. Для начинающих идеально подойдут пяльцы, так как пяльцы компактны, удобны в использовании. Если вы решили использовать деревянную рамку, то она должна быть из мягких пород дерева – ель, сосна, иначе вы просто не сможете закрепить ткань кнопками или иглами.
- Художественные кисти должны быть мягкими. Вы можете использовать мягкие синтетические художественные кисти. Также при нанесении краски на ткань можно использовать ватный тампон, намотанный на кончик палочки.
- Вам потребуется палитра для смешивания красок или баночки. А также емкость с водой для промывки кистей. Старая ткань или бумажные салфетки для просушки кисти.
- Шаблон для нанесения узора. Нарисуйте сами или найдите в интернете рисунок, который хотите нанести на ткань. Выбирайте рисунок как можно проще, не выбирайте сложных узоров. Наша первоначальная задача обучение. Со временем, когда уже приобретете, необходимые навыки и знания, можете переходить к более сложным проектам.
Инструменты и материалы
Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.
Что нужно знать о подрамниках.
- Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
- Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
- Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
- Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.
Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.
Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.
Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.
Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.
Что это такое?
Батик – обобщенный термин, предполагающий под собой несколько способов ручного рисования на различных видах тканевого материала. За основу описываемой техники взят принцип резервирования. Говоря простыми словами, на ткань наносится рисунок, контур которого покрывается резервирующим составом, препятствующим растеканию красящих веществ по поверхности основы. Благодаря такой особенности мастера создают узоры любой сложности.
В качестве разделителя границ используется специальный состав закрепителя, называемый в художественном мире резервом. Основными компонентами при его изготовлении являются бензин, парафин и водная основа.
Техника исполнения батика основывается на том, что составные части резерва, а именно парафин, резиновый клей, различные смолы, не позволяют красящему составу пройти сквозь себя. Для самой работы за основу рабочего полотна используются хлопковый материал, шелк, шерстяные и синтетические ткани. Чаще всего творческие личности стараются преобразить одежду, например, футболки или джинсы.
Для обновления старых предметов гардероба, кухонных полотенец и тряпочных аксессуаров техника ручной росписи по ткани считается незаменимой, при этом в батике различаются несколько видов исполнения, позволяющих работать с разными типами ткани и красящими составами.
При создании творческого шедевра художественные натуры выкладываются по максимуму. Готовые работы получаются уникальными, яркими и неповторимыми. Стоит отметить, что многие художники, профессионально занимающиеся росписью по ткани, сумели создать собственную линию одежды, повторить которую не представляется возможным.
Что такое батик
Батиком называют ряд техник нанесения рисунков по ткани. Метод украшения материалов применяют как в домашних, так и в заводских условиях.
Традиционная техника предполагает применение резервирования. Это значит, что перед тем, как начать рисовать красками, на контуры рисунка наносят резервирующий состав, который удерживает краситель в нужных пределах.
Резервирующая смесь содержит в составе вещества, отталкивающие краситель (воск, бензин, парафин). С его помощью удается разрисовать материал сложными узорами с любым количеством четких деталей.
После высыхания принта с контуров вычищают и смывают вещество. Получается яркий многослойный рисунок с четкими границами.
Такой способ украшения подходит для разных видов материала. Его применяют для облагораживания повседневной одежды, домашнего текстиля, декоративных элементов образа.
Рисовать на тканях человечество начало очень давно. Первые образцы были сделаны в Древнем Египте 4 тысячи лет до нашей эры. Подобную технику применяли шумеры, африканские племена, жители Древнего Востока и другие народы древности.
Несмотря на древнее происхождение искусства рисования на тканях, считается, что основоположниками батика стали жители индонезийского острова Ява. Именно там текстильные полотна украшали максимально стойкими и сложными узорами, применяя воск в качестве резервирующего состава.
Древние мастера тратили на изготовление одного рисунка от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что процесс состоял из определенного количества этапов.
Мастер должен был вымочить, прокипятить, отбелить, высушить материю, сделать набросок узора, нанести на контуры растопленный воск (воск быстро застывал, и его постоянно приходилось топить заново), разукрасить полотно, а затем высушить его. Натуральные красители наносились на изделие в несколько слоев. Этот процесс занимал много времени.
Секреты батика передавались из поколения в поколение. Ученики начинали роспись с растительных несложных принтов, а когда их осваивали, переходили к пейзажам и запечатлениям на ткани сюжетов известных мифов.
Долго такие ткани стоили дорого и были доступны лишь знати. По узору на одежде можно было определить, к какой семье и сословию принадлежит человек.
Позже батик стал использовать и простой народ, но копировать орнаменты знатных семей им было запрещено. Каждая девушка должна была разукрасить к свадьбе платок, которым обвязывали руки молодых. Невесты старались собрать в приданое как можно больше вещей, украшенных батиком.
В семнадцатом веке индонезийцы стали продавать свои работы в Европу. Европейцам так понравились живописные материалы, что, чтобы облегчить работу мастерам, они изобрели батик-шрифт. Это устройство долгое время не давало воску застывать.
В девятнадцатом веке были изобретены перфокарты, позволяющие переносить на полотна готовые эскизы. В это время батик распространился повсеместно.
Советы для начинающих:
Разновидности и техники батика
Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.
Горячий батик
Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.
Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.
Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.
К просмотру видео:
Холодный батик
Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.
Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.
Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.
Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.
Смотрите видеоряд:
Свободная роспись
Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.
При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.
Мастер-класс по видео:
Узелковый батик (бандан)
Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.
Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.
Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.
Смотрите метод:
Набивной батик
Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.
Смотрите, как исполняют технику:
Техника сибори
Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.
Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.
История возникновения
Слово «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе читается как «капля воска». Этот стиль росписи на ткани получился благодаря особенностям нанесения рисунка.
В начале XX века к увлечению ручной росписью тканей привело появление в Европе восточных тканей. Батик пережил второе рождение. Развитие европейского батика происходило по схеме: Голландия, Великобритания, Германия. Германия в настоящий момент остается лидером в сфере «необычного вида прикладного искусства». Европейцам было сложно воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика, поэтому появился довольно простой, доступный и удобный в выполнении вид росписи: холодный резерв и другие технологии крашения. В России метод холодного батика стал популярным в промышленности с 1936 года. Таким способом стали изготавливать шарфы, платки, галстуки, скатерти, салфетки, абажуры.
Позднее возникла живопись на ткани, декоративное панно и картины. Во многих странах широкое распространение батик получил в 70-80-е годы.
На чем рисовать
Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.
Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.
Материалы и иснтрументы
У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.
Ткань
Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.
Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал – шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска – одно удовольствие.
Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.
Раздвижные рамы и подрамники
Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.
Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.
Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много – для каждого размера свой.
Кисти
Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.
Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.
Основные инструменты – ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?
Краски
Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.
Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.
Стеклянная трубочка
Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.
Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому
Контуры
Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов – блестки, перламутр, объем.
Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.
Чантинг
Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.
В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.
Кнопки
Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.
Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.
Парафин или воск
Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.
Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».
Мелочи
К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски ( она без примесей), мочевина – придает батику красивый акцент.
Виды батика
- Одним из самых трудных видов расписывания ткани является горячий батик. Несмотря на сложность техники, результат поражает своей красотой. Такой вид батика требует работы с расплавленным воском или парафином. Нужно успеть нанести на ткань воск до того, как он затвердеет. Необходимо использовать специальную кисть для нанесения контура при работе с расплавленным воском. Кисть имеет специальное название – «чантинг». Краска не должна попасть на восковые места. По окончании работ воск с ткани удаляют горячим утюгом.
- Благодаря развитию химической отрасли позднее появился другой вид батика – холодный батик. При такой технике воск заменяется специальными контурами и резервами для батика, которые продаются в любом специализированном магазине. Причем можно найти контуры и резервы разных оттенков, существует даже смывающийся резерв. Для холодного батика используют стеклянные трубочки.
- Начинающим художникам можно посоветовать начать работать с техники под названием «узелковый батик». Нитью, хаотично или с соблюдением контура рисунка, завязываются узлы. Если вы планируете использовать дополнительный материал — пуговицы, шарики и др, то необходимо учитывать одно условие: этот предмет должен выдержать воздействие высокой температуры. Ткань с красящим раствором помещают в воду кипятиться.
- Техника свободной росписи предполагает использование специальных масляных красок или анилиновых красителей. Такая техника привлекает художников свободой действий, так как заранее не создается контур рисунка, нет готового шаблона. При этом можно экспериментировать, добавляя дополнительный резерв или вещества, содержащие спирт, для того чтобы увлажнить ткань.
- Подвид свободной росписи — роспись по-сырому. Сухим, порошковым красителем посыпают влажную ткань. Чем меньше и тоньше слой красителя, тем более плавными и изящными будут цветовые переходы. На увлажненной ткани с помощью кисти можно самостоятельно сформировать рисунок. Его необходимо выполнить до того момента, пока ткань не начнет подсыхать. А это происходит довольно быстро.
- Заключительная техника батика – «шибори». Некоторые считают, что это разновидность узелкового батика. Отличия заключаются в том, что ткань необычно складывают по японской методике, перекликающейся с техникой оригами.
История техники батик
Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.
В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.
Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.