1691,ремесла древней руси (видео)

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 30 марта 2013.
  2. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948.
  3. ↑ , с. 243.
  4. ↑ , с. 244.
  5. ↑ , с. 245.
  6. , с. 247.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2013.
  8. ↑ , с. 73.
  9. , с. 254.
  10. ↑ , с. 255.
  11. ↑ , с. 261.
  12. ↑ , с. 129.
  13. , с. 75.
  14. ↑ , с. 265.
  15. ↑ , с. 132.
  16. , с. 82.
  17. , с. 269.
  18. История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 150—152.
  19. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М. 1948. С. 400—401.
  20. История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 155—158.
  21. ↑ , с. 271.
  22. ↑ , с. 85.
  23. , с. 272.
  24. ↑ . Дата обращения: 30 августа 2014.
  25. ↑ , с. 273.
  26. . Дата обращения: 30 августа 2014. (недоступная ссылка)
  27. Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М. 1972. С. 176—187

Примечания[ | код]

  1. ↑ . Дата обращения: 30 марта 2013.
  2. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948.
  3. ↑ , с. 243.
  4. ↑ , с. 244.
  5. ↑ , с. 245.
  6. , с. 247.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2013.
  8. ↑ , с. 73.
  9. , с. 254.
  10. ↑ , с. 255.
  11. ↑ , с. 261.
  12. ↑ , с. 129.
  13. , с. 75.
  14. ↑ , с. 265.
  15. ↑ , с. 132.
  16. , с. 82.
  17. , с. 269.
  18. История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 150—152.
  19. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М. 1948. С. 400—401.
  20. История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951. Т. 1. С. 155—158.
  21. ↑ , с. 271.
  22. ↑ , с. 85.
  23. , с. 272.
  24. ↑ . Дата обращения: 30 августа 2014.
  25. ↑ , с. 273.
  26. . Дата обращения: 30 августа 2014. (недоступная ссылка)
  27. Щапова Ю. Л. Стекло Киевской Руси. М. 1972. С. 176—187

Общая характеристика

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным остриём. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.

Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.

Это интересно: 1689,Результаты февральской революции

Яркие краски на тёмном фоне

Жостовская роспись — художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад

Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни

В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи.

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе  глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.

Металлургия

Добыча и обработка металлов началась на Руси уже в начале XI века и считалась одной из наиболее важных отраслей. Кузнецы всегда были в почете, поскольку они изготавливали не только железные орудия труда, но и оружие, металлические доспехи и сбрую. Кузнеческое дело упоминается и восхваляется во многих произведениях народного эпоса того времени, а сами кузнецы олицетворяют собой образ мужества, силы и доброты. Изделия из железа того времени изготавливались из руды, которую добывали рудокопы на болотах. Переплавкой руды занимались кузнецы в своих мастерских в специальных печах, оснащенных горнами для раздувки и создания жара.

Кузнецы по праву считались самыми важными и значимыми мастерами, поскольку они дали начало новой эпохе развития страны и торговых отношений. Кузнецы производили огромное количество товаров, необходимых во всех сферах жизнедеятельности людей того времени. Повелители наковальни и молота производили орудия труда, оружие и многое другое. Оружие было высококачественным и славилось далеко за пределами Руси. Суммарное количество разновидностей кованных изделий, производимых кузнецами в XI веке, насчитывает около 150 единиц.

Ремесла Древнего мира


Посуда Древней Греции

В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.

Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.

Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.

Китаю мы все обязаны множество ремесел, которые это государство если не придумало, то развило до высокотехнологичного уровня. Например, китайский фарфор и керамика, бронзовые сосуды и оружие, резьба по дереву, шелковая вышивка – удивительные примеры изящных промыслов Китая.

Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом

Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию

Основное о ремеслах Древнего мира:

  • постепенно наблюдалась тенденция к переходу от ремесленничества для собственных хозяйственных нужд к ремесленничеству на заказ и на рынок;
  • городские ремесленники стали новым социальным слоем – они были свободными от поземельной зависимости и больше, нежели крестьяне, вовлечены в товарно-денежные отношения;
  • ремесленники становились профессионалами, все большее значение имела узкая специализация;
  • бурно развивалось, в частности, кузнечное и оружейное производство (благодаря общественному запросу);
  • в это же время возникло стекольное производство;
  • в Древнем Египте начали изготовление писчих материалов (папируса).

В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.

Подробную информацию о развитии ремесла в Древней Руси, читайте в нашей статье: Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела

Ювелирные украшения

Производство ювелирных украшений занимает отдельную нишу в кузнеческом деле, поскольку для их изготовления ремесленники должны были обладать невероятным уровнем мастерства. Украшения на Руси были настолько великолепны, что современные ученые остаются в недоумении, как кузнецам того времени удавалось создавать настолько потрясающие ювелирные шедевры.

В Средние века в нашей стране пользовались большой популярностью различные амулеты и подвески, ожерелья, серьги и пряжи, отлитые из бронзы и изготовленные при помощи технологии зерни, которая подразумевала напаивание небольших шариков на металлическое основание. Другая техника, которая также получила широкое распространение, называется скань. В ее основе лежит напаивание различных узоров из тонкой проволоки на основание, промежутки между которыми закрашивались эмалью различных цветов.

Отдельного внимания заслуживает техника черни, поскольку изготовленные по ней украшения не только пользовались большой популярностью среди представителей знати, но и были востребованы в других странах. В основе таких украшений лежит металлическая пластина черного цвета, на которую наносились серебряные узоры.

Обработка металлов

Самым первым металлом, с которым человечество научилось обращаться, была медь. В гробницах фараонов находят рисунки о способах выплавки этого материала. Маленький тигель и плоский камень вместо молота. Однако при кажущейся примитивности, изделия далеко превосходили свое время. Особенно мы на этом остановимся, когда дойдем до ювелиров.

Позже появилась бронза, когда научились сплавлять медь и олово. Статуэтки и сосуды, оружие и ювелирные украшения, ножки мебели и литые орнаменты. Вот чем занимались ремесленники в Древнем Египте.

К концу правления фараонов относятся первые находки железа, но тогда оно еще было очень дорогим и эксклюзивным. Большее развитие этот материал получил в средние века.

Европа, Русь, Ближний Восток славились мастерами, которые в эту эпоху создавали такие шедевры, что даже сегодня их не могут повторить. Например, дамасская сталь. Очень прочный и гибкий клинок. Как в то время кузнецы добивались такого точного соотношения и скрепления слоев металла, до сих пор не понятно.

Художник Алимпии

Но и среди монастырских ремесленников можно выделить своего рода аристократов. В этом отношении чрезвычайно интересен рассказ Киево-Печерского патерика о художнике Алимпии. Пройдя школу у работавших в Киеве цареградских мастеров, он остался в монастыре и был поставлен попом. Когда у него не было монастырского дела, он «взимаа взаим злата и сребро, иже иконам на потребу, и делаше, им же бе должен, и отдаваше икону за таковый долг». Можно подумать, что Алимпий работал бескорыстно; в этом старается убедить и автор рассказа, но скоро он проговаривается, указав, что благочестивый Алимпий брал из заработанного «на потребу телу» только одну треть (устав, очевидно, к нему не применялся). Если очистить дальнейший рассказ от богословского налета, то события предстанут в таком виде: какой-то киевский богач, выстроивший церковь, решил украсить ее иконами работы Алимпия. Он явился в монастырь и договорился с двумя монахами-иконописцами «да сътворять ряд с Алимпием, и еже хощеть, возметь от икон» и дал им деньги. Когда заказчик явился получить иконы, выяснилось, что сам Алимпий ничего о заказе не знал, а иконы оказались уже написанными теми двумя мастерами, которые должны были служить посредником между заказчиками и Алимпием. Тем не менее Алимпий приписал создание этих икон себе, своей чудотворной способности. А так как действительные исполнители заказа протестовали, то их выгнали из монастыря. За пределами монастыря они апеллировали к народу и продолжали утверждать, что иконы написаны ими, «господин же тех не хотя дати нам мзды и се замыслил есть, лишив наю найма. И сългаста на иконы, яко богом написаны суть, а не суть нами въображени». Из этих событий, происходивших вскоре после киевского восстания 1113 г., мы видим, что в Печерском монастыре был крупный мастер-живописец, имевший двух подручных, которые старались выполнить работу помимо него, а мастер присваивал эту работу себе. Характерно употребление здесь слова «найм» в смысле заработной платы, характерно и то, что монастырь стал на сторону мастера, а народ — на сторону обиженных им помощников. Конфликт дошел, в конце концов, до самого Владимира Мономаха. Здесь перед нами в зародыше тот антагонизм между мастерами и подмастерьями, который составляет основную черту жизни позднесредневекового города.

Происхождение видов ремесел

Ремесла как отрасль человеческой деятельности выросли из занятий человека с помощью, которых он обеспечивал свои первичные потребности. Такие заключения подтверждают и археологические раскопки на территории Древней Руси.

Рассмотрим первоначальные виды трудовой деятельности, послужившие основой для возникновения и развития ремесел.

  • обработка металла – научившись плавить руду, изготовлять металл и работать с ним человек стал создавать металлические орудия труда, которые позволили резко повысить производительность в сельском хозяйстве. Не стоит забывать и о производстве оружия, с помощью которого можно было защитить себя, свой дом и результаты своего труда. Этот вид деятельности дал начало таким ремеслам как кузнечное и металлургическое дело, производство оружия;
  • обработка дерева – восточнославянские племена издревле обитали в лесной зоне. Умение обрабатывать дерево, являлось залогом собственной безопасности, так как дерево было основным материалом для изготовления жилищ, крепостных стен. Эта трудовая функция дала начало столярного и плотничного дела, чуть позднее и декоративному искусству по дереву;
  • обработка материи – наравне с предыдущими трудовыми функциями, эта форма также относится к древнейшим видам человеческой деятельности. Необходимость обработки материалов животного и растительного происхождение возникла в результате потребности в обычной одежде. Создание и усовершенствование ткацких станков позволила создавать льняную и шерстяные материи, которые широко применялись в повседневной жизни. На основе этого вида деятельности в России появились – ткачество, скорняжное дело.
  • обработка глины – первоначально умение обрабатывать глину применялось для создания повседневной посуды, емкостей для хранения продукции сельского хозяйства и результатов ее переработки. Первые глиняные изделия были очень примитивными. Но ситуацию улучшило внедрение гончарного круга. Благодаря умению обращаться с глиной на Руси появилось гончарное ремесло;

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рисунок 1. Ремесла Киевской Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако следует отметить, что приведенные виды деятельности и создание на их базе ремесла следует считать базовыми, так как они обеспечивали ежедневные потребности отдельного индивидуума общества. В дальнейшем на основе базовых ремесел и с развитием общества стали появляться более сложные виды ремесел, в результате, которых создавались утонченные произведения, без которых человек мог бы и обойтись в повседневной жизни, но созданные продукты подчёркивали достаток его обладателя и просто служили приятным украшением.

К таким ремеслам следует относить: ювелирное дело, кружевоплетение, декоративное искусство.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector