Эскизы для резьбы по дереву. создание изображения, перенос на заготовку. технология резьбы по готовому контуру
Содержание:
- Классификация видов резьбы
- Композиция из фигур
- Какое дерево выбрать?
- Выпиливание
- Художественные темы и сферы использования
- Рабочее место резчика
- Заточка инструмента
- Этапы работ по дереву
- Рабочее место резчика
- Трафарет и орнамент
- Технология и инструмент
- Подбираем материал
- Меры предосторожности при работе
- Деревянные кружева
- Мастерская — Фигурное выпиливание электролобзиком элементов домовой резьбы. Мастер-класс
- Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея
- Основные узоры
- Детальная проработка
Классификация видов резьбы
Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.
Основные направления
Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:
- Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
- Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
- Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
- Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
- Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.
Композиция из фигур
Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты. Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов.
Есть много фото, которые покажут, как красиво выглядит эта техника на практике, как можно самому при минимальном наборе инструментов сделать подарок или украсить дом при помощи декоративной резки.
Какое дерево выбрать?
Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке
Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.
- Липа – наиболее подходящий вариант для первых шагов в работе с древесиной. Этот материал обладает наибольшей мягкостью, что позволяет обучаться как простым, так и сложным приемам в оптимальных условиях.
- Ольха – для резьбы подойдет как красная, так и черная разновидность данного дерева. Эта древесина более плотная, чем липа, но также хорошо поддается обработке, ее очень удобно резать, и узоры получатся четкими и красивыми. Главным недостатком можно считает, что данный вид древесины относится к редким.
- Береза – еще более плотный и упругий вариант древесины, но подходящий для постижения основ резьбы по дереву. В отличие от ольхи, которая не меняет свою форму после высыхания, береза может деформироваться, потому из нее обычно создают небольшие предметы.
- Дуб – благородный материал для работ по дереву опытных мастеров, новичкам справиться с дубовым полотном будет сложно. В работе над дубом необходимы острый инвентарь и опытная рука мастера, которая справится с поставленной задачей.
- Груша – плодовое дерево, которое отличается хорошими показателями плотности и однородной структурой. Благодаря особенностям древесины из груши можно создавать самые тонкие и изящные работы.
Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.
Выпиливание
Резьба из фанеры всевозможных фигурок является, пожалуй, самым простым видом резьбы по фанере. Он очень прост по технике, но за то очень эффективен по результату. Особенно впечатляюще смотрится комбинирования этой техники с вырезанием рисунков.
В качестве инструмента используется ручной или электролобзик. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом) На предприятиях выпиливание осуществляют при помощи лазерного луча. Электрический лобзик повышает чистоту и скорость выполнения работы,однако, в любом случае нужен опыт, с которым придет и умение.
На фото – комбинированная резьба (выпиливание и контурная)
Инструкция выполнения работы выглядит следующим образом:
- В первую очередь необходимо подыскать или нарисовать контурный рисунок образа. К примеру, это может быть фигурка человека, дерево или животное. Первые работы лучше выполнять без внутренних отверстий с плавными контурами.
- Заготовку надо закрепить струбциной или плотно прижимать рукой к упору.
- Пилу следует располагать строго перпендикулярно плоскости основы. Выпиливать нужно равномерно, с одной скоростью, без рывков. Рука при этом поворачивается по направлению к рисунку.
- По окончании работы, деталь следует зашкурить.
- Затем украшение можно раскрасить и вскрыть лаком.
Художественные темы и сферы использования
Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.
Эскиз орнамента
Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.
Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.
Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.
Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.
Рабочее место резчика
Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.
Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.
Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.
Заточка инструмента
Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.
Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.
Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.
После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.
Этапы работ по дереву
Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.
Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.
Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.
С домовой резьбой
Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.
Работа осуществляется в 3 этапа:
- Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
- Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
- Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.
Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.
Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:
- Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
- Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
- С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
- Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
- Раскрашивает изделие красками.
- После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.
Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.
С геометрической резьбой по дереву
Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.
На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:
- Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
- Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
- По клеткам составляют задуманный узор.
- Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
- В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.
Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.
С прорезной
Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.
Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:
- Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
- Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
- Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
- Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.
Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.
Рабочее место резчика
Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.
Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.
Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.
Трафарет и орнамент
Применяется не так часто, как другие виды. Но вовсе не потому, что она невостребована. Это техника, которой обучаются годами, хотя если попробовать сформулировать что это такое в двух словах, то все окажется просто – это вид резьбы, когда в процессе обработки удаляется фон, задний план, подложка изображения.
Благодаря этому рисунок, орнамент становятся воздушными, ажурными, а изделия поражают сказочной легковесностью. Причем этот вид резьбы не всегда выполняется на миниатюрных плоскостях. Есть мастера, которые делают это при помощи бензопил.
В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:
Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.
Технология и инструмент
Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:
- липа;
- пихта;
- сосна;
-
ель.
В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.
Подбираем материал
Дерево – материал, который окружал человека с первых шагов цивилизации, во всех известных цивилизациях существовали свои традиции резьбы по дереву. Как материал, который легче всего поддается обработке, его использовали для украшения как дворцов и храмовых построек, так и просто жилья. Сегодняшняя популярность резьбы по дереву легко укладывается в общий тренд популярности натуральных природных материалов, а причудливые узоры выступают своеобразной альтернативной прямолинейности современных стилей интерьера.
Сегодня популярность декоративной обработки дерева набирает новые обороты
Резные качели придадут индивидуальности и подчеркнут чувство стиля
Для решения различных задач и получения оригинальных декоративных элементов может использоваться разная древесина:
Оригинальная декоративная спинка кровати
Интерьер гостиной в стиле прованс
липа – благодаря своей мягкости, самый востребованный материал для резьбы по дереву, из него отлично получаются небольшие, даже миниатюрные, изделия: рамки для фото, шкатулки, игрушки, бытовая утварь с выразительным узором;
Шикарный камин в интерьере гостиной
Старинные двери с великолепным узором
дуб – славится своей долговечностью и твердостью, его используют для создания массивных панно, а резная деревянная мебель из дуба выглядит не только внешне привлекательно и добротно, но и прослужит не одно десятилетие;
Резная деревянная мебель из дуба выглядит внешне привлекательно и добротно
Стильная мебель для кабинета ручной работы
береза – отличное сырье, эта древесина имеет четкий, ярко выраженный рельеф. Её используют для получения эффектного накладного декора или создания стильных сувенирных предметов;
Перед началом работ необходимо правильно подобрать породу древесины
Береза – отличное сырье для создания элементов декора
орех – древесина очень твердая, но при этом достаточно хорошо обрабатывается и полируется. Имеет широкий диапазон использования – от небольших предметов и декора для мебели до резных скульптур разных размеров и форм;
Орех – древесина очень твердая, но при этом достаточно хорошо обрабатывается и полируется
Эскиз узора для мебели
Декоративные стулья «Твист»
груша – ценится за свои уникальные качества – практически никогда не коробится и не растрескивается. Как ценное сырье, используется для создания эксклюзивных предметов интерьера, элементов декора и сувениров;
Меры предосторожности при работе
Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.
Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:
Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости
Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой
Об них моно запнуться и упасть.
Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.
В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.
Деревянные кружева
Мезонин дома в Костроме. Конец XIX в. Фото Е.Г. Щеболевой.13 Мезонин дома к. 19 в. Кострома, ул. Комсомольская, 18
Фасад дома Агафуровых в Екатеринбурге. 1896–1897 гг.14 Дом Агафуровых, 1896-97. Екатеринбург.
Декор мезонина дома в г. Мышкин Ярославской обл. Фото Е.Г. Щеболевой.
Но в XIX веке, когда на рынке появились неизвестные ранее тонкие доски фабричной работы, руки, привычные к топорам, все же взялись за пилы. Заранее намеченные на плоской поверхности узоры выпиливались или высверливались, превращая деревянные доски в кружевную шаль. Расцветали на наличниках цветы, переплетались на ставнях стебли, глаз радовался, искусствоведы морщились
Пропильная изо всех видов резьбы по дереву, была, пожалуй, наиболее обижена вниманием серьезных исследователей. Сейчас трудно понять, чем она заслужила такую немилость
Но логика была такая: в пору расцвета фабричного капитализма все исконное и природное в крестьянском дизайне вдруг стало шаблонным и пошлым. Даже в тридцатые годы, когда энтузиасты бросились фиксировать и спасать от забвения образцы глухой резьбы, на великолепные пропильные украшения смотрели презрительно: никакой, мол, самобытности, одна «отвратительная мещанская прорезь». На защиту встали этнографы: понадобилась их вдумчивая, многолетняя работа, чтобы признать за этим вариантом декора право считаться частью русского национального искусства.
Мастерская — Фигурное выпиливание электролобзиком элементов домовой резьбы. Мастер-класс
Домовой резьбой люди испокон веков украшали свои дома.
Талант русского народа и присущее ему чувство прекрасного позволили создать глубоко самобытные произведения, которые способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Но главное, в домовую резьбу всегда вкладывали обережно-защитную символику. На нашем уроке мы будем резать резной деревянный элемент, который обозначал Берегиню- хратительницу очага!
На сегодняшнем уроке мы будем выпиливать элементы домовой резьбы электролобзиком. Этими элементами можно украсить фронтон дома, карниз, крыльцо.
- Руководствуясь традициями русского деревянного зодчества, разрабатываем душе приятный образ — шаблон.
- Обрисовываем шаблон на подготовленную доску.
Сверлом по дереву (дрелью), нужного диаметра, просверливаем отверстия внутри рисунка.
Пользуясь электролобзиком, соблюдая технику безопасности, желательно одеть защитные очки.
Для выпиливания фигуры я использую пилку T244D. Для чистого выпиливания желательно отключить маятниковый режим пиления на электролобзике.
Перед выпиливанием заготовку нужно надежно зафиксировать струбциной.
При выпиливании нужно быть осторожным, стараться не «заезжать» в углах на рисунок и не делать крутых поворотов. Круглые места и отверстия в рисунке желательно делать фрезой или перьевым сверлом.
У нас получились две накладки для домовой резьбы, при желании их можно подрезать, отшлифовать, покрыть лаком. Украшенный такими фрагментами дом выглядит замечательно!
Кто умеет держать резец в руках, тот может подрезать элементы по торцам, что бы была не просто пропильная резьба, но и плоскорельефная.
Желаю творческих успехов.
Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея
Шаблон наличников на окна — 1
Шаблон наличников на окна — 2
Шаблон наличников на окна — 3
Шаблон наличников на окна — 4 Шаблон наличников на окна — 5
Шаблон наличников на окна — 6
Шаблон наличников на окна — 7
Шаблон наличников на окна — 8
Шаблон наличников на окна — 9
Шаблон наличников на окна — 10
Шаблон наличников на окна — 11
Шаблон наличников на окна — 12
Шаблон наличников на окна — 13
Шаблон наличников на окна — 14 Шаблон наличников на окна — 15
Шаблон наличников на окна — 16
Шаблон наличников на окна — 17
Шаблон наличников на окна — 18
Шаблон наличников на окна — 19
Шаблон наличников на окна — 20
Шаблон наличников на окна — 21
Шаблон наличников на окна — 22
Шаблон наличников на окна — 23
Шаблон наличников на окна — 24
Шаблон наличников на окна — 25
Шаблон наличников на окна — 26
Эскиз наличников на окна — петух
Эскиз наличников на окна в виде петушка на шпиле
Эскиз наличников на окна — лошадь
Эскиз наличников на окна — конь
Эскиз наличников на окна — кораблик
Эскиз наличников на окна — бабочка Эскиз наличников на окна — листочек
Эскиз наличников на окна — лист кленовый
Эскиз наличников на окна — узор с рыбкой (правая)
Эскиз наличников на окна — узор с рыбой (левая)
Эскиз наличников на окна — узор с птичкой (левая) Эскиз наличников на окна — узор с птицей (правая) Эскиз наличников на окна — голуби
Эскиз наличников на окна — орнамент с золотой рыбкой Эскиз наличников на окна — жолуди
Эскиз наличников на окна — цветы
Эскиз наличников на окна — цветочки
Эскиз наличников на окна — розы
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (правая)
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (левая)
Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-2 Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-3 Эскиз наличников на окна — орнамент с виноградом Эскиз наличников на окна — орнамент с цветами Эскиз наличников на окна — растения
Эскиз наличников на окна — подсолнухи
Эскиз наличников на окна — красивый орнамент
Эскиз наличников на окна — красивый узор
Узор резных наличников на окна — 1 Узор резных наличников на окна — 2
Узор резных наличников на окна — 3
Узор резных наличников на окна — 4 Узор резных наличников на окна — 5
Узор резных наличников на окна — 6 Узор резных наличников на окна — 7
Узор резных наличников на окна — 8
Узор резных наличников на окна — 9 Узор резных наличников на окна — 10
Узор резных наличников на окна — 11
Узор резных наличников на окна — 12 Узор резных наличников на окна — 13
Узор резных наличников на окна — 14
Узор резных наличников на окна — 15
Узор резных наличников на окна — 16
Орнамент резных наличников на окна и двери
Резные узоры для наличников на окна — 1
Резные узоры для наличников на окна — 2
Резные узоры для наличников на окна — 3
Резные узоры для наличников на окна — 4
Резные узоры для наличников на окна — 5
Резные узоры для наличников на окна — 6
Основные узоры
Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.
Сколышки
Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.
Подрезка происходит следующим образом:
- Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
- Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
- В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.
Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.
Ромбик
Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.
Витейка
Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.
Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.
Пирамида
В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.
Звездочка
Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.
Квадраты
В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.
Создание квадрата происходит следующим образом:
- Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
- С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
- В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.
В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.
Розетка
Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.
Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.
В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.
Детальная проработка
Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.
После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.