Народные промыслы россии

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Оренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические  условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. 

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди находились в теснейшей связи с окружающей природой. Она давала одежду и пищу, определяла ритм жизни, смену дня и ночи. Человек наблюдал за тем, что его окружает, и передавал эти наблюдения в своем творчестве.

Леса и горы, озера и луга дарили вдохновение. Человек старался перенести гармонию окружающего мира в свои работы, внести в них те же краски и формы, что видел в природе. Существует множество видов народных промыслов. Среди них наиболее популярными являются:

  • росписи;
  • изделия из ткани;
  • изготовление игрушек;
  • изделия из металла;
  • резьба.

Народные умельцы тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, сплетенные в ажурные кружева. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, своеобразные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и настроением.

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспозиции знакомят с уникальными изделиями, созданными мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до далекого холодного севера.

Мебель, утварь, одежда, игрушки — всё, над чем трудились русские народные умельцы, говорило об их любви к земле, на которой они живут. Авторы тонко чувствовали прекрасное, поэтому самые обычные бытовые предметы становились в руках художников произведениями искусства.

Красоту формам добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в работы свои впечатления от окружающего мира, при этом не имело значения, из какого материала созданы художественные изделия. Они могли быть коваными, ткаными, резными или расписными.

Из податливой березовой коры в умелых руках получалась красивая, прочная и удобная посуда. Пластичная глина после кропотливой работы, состоящей из ряда этапов, становилась крепкой, но хрупкой керамикой. Ее декорировали разнообразными элементами.

Хохлома

В 17 веке в селе Хохлома, что в Нижегородской губернии, зародился одноименный народный промысел. Здесь было много монастырей, и в мастерских при них изготавливали деревянную посуду. Она нуждалась в последующей росписи, на что местные мастера не жалели красок. Они были сочными: радикальный черный, жизнерадостный красный, богатый золотой, иногда – зеленый и желтый.

На посуду мастера клали специальный серебряный оловянный порошок, изделие покрывали лаком и несколько раз обрабатывали в печи. И на дереве появлялся неповторимый золотистый оттенок.

Хохлому называют русским золотом не только потому, что золотой – ее главный цвет. Среди русских ремесел это самое известное в мире направление. Оно ассоциируется у всех с подлинным русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работ.

Жостковские подносы

Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.

Материалы:

Народные художественные промыслыhttp://mezenart.ru/prom-i-rem/2012-12-23/46-new1.html

Артели в СССРhttps://pikabu.ru/story/malyiy_i_sredniy_biznes_arteli_i_kooperativyi_v_sssr_4340869

Артели в СССРhttp://kudavlozitdengi.adne.info/arteli-v-sssr/

Народные промыслыhttps://www.kommersant.ru/doc/3320494

Куда уходят народные промыслы?http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/kuda-uhodjat-narodnye-promysly.html

Тенденции развития НХПhttps://cyberleninka.ru/article/v/analiz-i-perspektivy-razvitiya-predpriyatiy-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-rossii-na-primere-nizhegorodskoy-oblasti

Художественные промыслы вымираютhttp://www.pitert.ru/news/khudozhestvennye-promysly

История развития народных промысловhttps://lektsii.org/3-18334.html

Народные промыслыhttps://www.liveinternet.ru/users/sanur/post335367489

Народные промыслы — достояние Россииhttps://iz.ru/news/658912

Народные художественные промыслыhttp://ppt.ru/news/71810

Палех

Палех, как и многие другие народные художественные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет лаковые палехские шкатулки стали открытием Венецианского художественного вернисажа. Через год на Всемирной парижской выставке эта же роспись получила золотую медаль.

В основном палехские мастера изображали картинки из деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Писали темперой, разводили краски столовым уксусом или квасом. И даже кисти применялись самодельные, собранные вручную. Потому как почти идеальные беличьи уже не подходили по стандартам.

Тонкое письмо, мягкие плавные линии, сдержанные цвета – все это описание палехской миниатюры. А главное, что впечатляет в ней, свет, который ассоциируется с прообразом благодати Божьей.

Примеры палехской росписи приведены в данном видео:

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?

Источник

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.

Исследование и анализ тенденций развития народных промыслов показывают, что с середины 1990-х годов они находились в критическом состоянии. По данным ассоциации «Народные художественные промыслы России», с 1990 года более 140 предприятий художественной промышленности прекратили существование (включая традиционные народные промыслы — вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др.), а объём производства и численность работников в среднем по оставшимся предприятиям сократились более чем в 15 раз. Более 100 предприятий обанкротились с 1990 по 1998 годы, когда был нанесён основной удар по народным промыслам. По состоянию на 2010 год ещё 42 предприятия перестали функционировать. На оставшихся предприятиях — низкий уровень зарплаты, износ основных фондов составляет от 60 до 100%.

В СССР все предприятия народного промысла работали по госзаказу, была существенная государственная поддержка. Продукция централизованно закупалась, развозилась по магазинам, уходила на подарки высоким иностранным гостям. В больших городах действовали крупные художественные салоны, где были представлены все изделия народных промыслов. Регулярно проводились ярмарки в Лейпциге и Эдинбурге — традиционный русский сувенир бойко шёл на экспорт… Потом на смену госзаказу пришёл «рынок» и капризная западная мода.

То, что прежде считалось «вековым наследием», для новых русских превратилось в китч. А для иностранцев и он оказался недоступен — разбитые дороги и отсутствие дружелюбной туристической инфраструктуры отрезали от мастеров даже фанатов: предприятия народного промысла преимущественно находятся в селах, до которых было просто не добраться. В итоге сегодня никакой сети распространения традиционных предметов национальной гордости нет. Предприятия просто не в состоянии открывать сбытовые точки — им бы было чем за свет заплатить.

Если в Советском Союзе на предприятиях народных художественных промыслов трудилось около 100 тысяч мастеров, то сейчас хранителей «национальной идентичности» на необъятных российских просторах — меньше 20 тысяч.

Типовая картина: на предприятиях, где раньше работали 200—300 человек, осталось 15 и все пенсионного возраста. А работают больше по привычке, чем за деньги,— на трети некогда знаменитых фабрик зарплата не больше 10 тысяч рублей. Естественно, за такие деньги молодёжь не сядет расписывать жостовские подносы, корпеть над богородской резьбой, елецким кружевом или федоскинской миниатюрой. Девяноста девяти процентам народных промыслов нужна экстренная помощь.

Как считают некоторые эксперты, ещё буквально пять лет, и лишимся оставшихся. Сохранятся разве что совсем маленькие мастерские. Промыслы сегодня невыгодны, а ведь Россия является, возможно, единственной в Европе, да и в мире, страной, где сохранился такой пласт национальной культуры. Это же не просто сувениры, а произведения искусства, на 80—100% ручной труд.

Стоит отметить, это не очень хорошо прозвучит, но мы ведь «торгуем культурой». Если не будем свою культуру поднимать, то к нам придёт чужая. Она уже идёт с экранов телевизоров, со всяких рекламных конструкций, из СМИ, и нашу культуру забивает своей массовостью, нашу — практически не видно.

Государство сегодня помогает и банкам, и автомобилестроителям, и другим отраслям промышленности, а на промыслы, которым нужны копеечные суммы, денег найти не может.

Владимир Путин на одном из заседаний государственного совета сказал:

Были и соответствующие поручения президента. Но никаких реальных улучшений не наблюдается. Если и есть поддержка, то она не адекватна сегодняшним реалиям. Дают, образно говоря, 100 млн рублей на компенсацию затрат по электроэнергии, по выставочной деятельности, и из них тут же отбирают 20% налога на прибыль. А какая прибыль, когда речь о компенсации затрат?

В 2016 году предприятия произвели продукции на 5 млрд рублей, но продать её они не могут, у трети предприятий рентабельность от 0,1% до 3%, больше половины — убыточные.

Янтарный промысел.

   Традиционный янтарный промысел в России складывался с древних времен, однако масштабный характер он приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР отошла часть Восточной Пруссии на побережье Балтийского моря, где располагался городок Пальмникен. Теперь это город Янтарный (в честь крупнейших залежей янтаря) Калининградской области.

   Здесь расположено крупнейшее месторождения янтаря в мире. Кроме этого, в России залежи янтаря есть и в Приморском крае, и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, увлеченные «солнечным камнем», создают прекрасные произведения.

   Но почти 90% добываемого янтаря не пригодны для использования в ювелирных изделиях, да и при обработке янтаря остаются отходы, и из таких отходов также создаются картины, как и из крошки самоцветной.

   Картины и иконы из янтаря даже на фото смотрятся необычно, роскошно и красиво, пользуются популярностью и спросом.  При изготовлении таких картин используют янтарную крошку и мелкие кусочки янтаря.

   Несмотря на то, что специалисты различают почти 280 цветов и оттенков янтаря, самым распространенным цветом является желтый, желто-красный и красный. Поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные картины. Картина из янтаря будет прекрасным подарком и элементом декора.

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Послесловие

Источник

Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе, по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева. Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры…

Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать. И доводили ремесло до уровня искусства.

Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели.

В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.

И поэтому мы считаем, что Россия просто обречена сохранить народные промыслы и развивать их, но нужна государственная системная поддержка. За границей люди даже не понимают, как это всё нам удалось сберечь.

Поэтому необходимо понимание, что народные промыслы — из глубины веков, что сохранение и развитие их будет способствовать укреплению культурного суверенитета страны.

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Пик активности

В девятнадцатом веке география народных промыслов Центральной России охватила множество регионов. Причем везде творческая активность росла сумасшедшими темпами. Народные промыслы коснулись не только крупных городов, но и небольших деревень. Мастера, трудившиеся в глубинке, придерживались народных взглядов и использовали традиционные техники. Люди, которые творили вручную, представляли виртуозные произведения.

Во второй половине девятнадцатого столетия возникали и новые стили, способы и методы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в школах иконописи. Изначально ученики школ делали вещи на заказ. Поделки предназначались для церквей и монастырей. Вскоре технологии иконописцев стали применять умельцы в мастерских при имениях помещиков. Домашнее производство также изготавливало для продажи ковры, кружевные и узорчатые ткани.

Вологодское кружево

Вид русского кружева, которое плетется на коклюшках, появился в Вологодской области. Все главные изображения выполняются плотной тесьмой. И они очень выгодно выделяются на фоне решеток, декорированных насновками. Изготавливают вологодское кружево с помощью коклюшек, подушки-валика, булавок и сколок.

Типовым материалом для вологодского кружева стал лен, но не менее идентичны для этой техники золотые и серебряные нити, ставшие частью ажурных работ. Официально этот промысел существует с первой четверти 19 столетия. Он возник из подражания к западноевропейским традициям кружева (Италия и Фландрия), но обрел свое лицо, узнаваемое и известное далеко за пределами России.

Можно найти не одно объяснение «живучести» народных ремесел, но любое определение не будет глубоким и полным. Из поделок и прикладных изделий быта люди делали нечто большее: они художественно осмысливали мироздание и себя в нем, отображали красоту родного края и уклад своей жизни, пытались найти ответы на вечные вопросы и передавали шифры потомкам. Ремесленники оставили на века вперед богатую художественную базу, щедрый источник вдохновения, питающий современность и, скорее всего, и творчество будущего.

Заключение

Государство, к сожалению, поддерживает народные промыслы точечно и крохами, в 2017 году на это было выделено 450 млн рублей. Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности. Но денег не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в «Реестр народного художественного промысла» Минпромторга. Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства.

Ассоциация народных художественных промыслов давно бьётся за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но всё пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью.

Источник

Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого. Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность, но необходимо понимание, что такие шедевры и создаются только ручным трудом, а не в рамках «цифровой экономики», а также то, что такие шедевры не могут быть средством накопления, что народные промыслы — это не товар, что это — сфера нашего мировоззрения, один из способов его передачи нашим детям.

Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные народные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый криптоколониальный по всему народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких «рыночных условиях» многие и многие предприятия худпромыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно — на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание, да на то, что художественные народные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам. Сегодня много энтузиастов поднимают архивы, поднимают народные промыслы из небытия просто по велению души. И без всякого сомнения — это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector